Шариата относительно иртидата

I.
ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО В ИСЛАМЕ
Фрагменты из выступления ведущего рассылки “Ислам – религия истины” А. А. Али-заде (Абдуллы Али) на форуме религиоведческого сайта “Упельсинкина страница”

УПЕЛЬСИНКА

Как понять Ваши слова о том, что вероотступничество в Исламе недопустимо?

АБДУЛЛА АЛИ

Именно так. В буквальном смысле этого слова. Это является одним из самых больших грехов.

УПЕЛЬСИНКА

Чем карается вероотступничество?

АБДУЛЛА АЛИ

Здесь вы вплотную подошли к вопросу, который вызывает больше всего непонимания со стороны немусульман. Но я все же постараюсь на него ответить.

В Исламском Шариате есть категории степени провинности человека. Наибольшую угрозу для общества составляют тяжкие преступления. Это такие преступления как прелюбодеяние, преднамеренное убийство, воровство и т.д. К этой же категории относится и вероотступничество. Тут дело в том, что вероотступничество автоматически означает отход человека от строжайшего единобожия и возвращения его к ложным воззрениям. Если этот процесс станет массовым, то это грозит опасностью для общества, государства, морали и народа.

Высшей мерой наказания для тяжких преступлений может быть смерть. Однако этот приговор может быть вынесен в большинстве случаев лишь гипотетически и только в теории. Дело в том, что для доказательства виновности необходим целый ряд условий. Так, для доказательства акта прелюбодеяния необходимо свидетельство нескольких мусульман, которые своими глазами видели это. Но совершение прелюбодеяния при таком количестве народа встречается крайне редко, а, следовательно, этот закон в большинстве случаев остается только в теории. Да и поднять дело по этой статье крайне сложно. Дело в том, что если человек подавший на кого-то в суд за прелюбодеяние не сумеет доказать это, против него возбуждается уголовное дело за клевету.

Точно также дело обстоит и с вероотступничеством. Тут человек проходит несколько этапов, которые могут длиться годы. Вначале на заявившего такое не обращают внимания. Но если этот человек упорствует и начинает делать громогласные заявления на эту тему, его увещевают. И только в самом конце он привлекается к ответственности за нарушение Закона Божьего. Но и тогда его длительное время увещевают. Просят о том, чтобы он отменил свое решение и покаялся, но если он и там упорствует, то выносится смертный приговор. Если этот человек хотя бы за минуту до приведения приговора в исполнение раскается и отменит свое решение его сразу же отпускают на свободу.

Как видите приведение приговора в исполнение с такими условиями весьма затруднительно.

В основном эти законы действуют и приводятся в исполнение, когда различные преступления принимают серьезный оборот.

Так, смертный приговор в отношении прелюбодеев может найти применение в том случае, если распутство людей принимает массовый характер. Например, проституток снимающихся в порнофильмах можно казнить по этому закону. Там есть наличие большого количества свидетелей распутства.

Точно также смерть за вероотступничество может быть применена в том случае, если отступничество принимает антигосударственную направленность и расшатывает устои общества. Самый наглядный пример этого события в Иране в середине 19 века, когда вероотступники-бабиды начали вооруженное восстание в Иране, чуть было не расколовшее страну на части. В стране началась кровавая гражданская война. После подавления этого восстания многие бабиды были казнены по этой статье.

И, наконец, нельзя не отметить того, что смерть за эти виды провинности существует с древнейших времен. Например, Моисей, согласно Ветхому Завету казнил вероотступников, которые отреклись от Бога и поклонились тельцу. Приблизительно на основании таких древних законов и действует положение о смерти за вероотступничество в Исламе.

II.

Проф. Др. Вехбе Зюхайли
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСЛАМСКОГО ФИКХА
Стамбул, “Феза Йайынджылык”,
1994, т. 7, стр. 462-467.

ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ПОЛОЖЕНИЯ ШАРИАТА
(фрагменты из главы)

Определение

Cлово “Иртидат” (или “Риддат”) означает “переход из одного состояния в другое”. Согласно шариатским законам иртидат (вероотступничество) является одним из наитягчайших форм куфра (неверия). Согласно шафиитскому масхабу иртидат, который продолжался до смерти упраздняет все деяния человека. А в ханифитском фикхе с момента иртидата (вероотступничество) все благие деяния, которые имели место в жизни человека до этого, оказываются пустыми и бессмысленными. Аллах сказал: “А если кто из вас отпадет от вашей религии и умрет неверным, у таких – тщетны их деяния в ближайшей и будущей жизни! Эти – обитатели огня, они в нем вечно пребывают” (Коран, 2:217).

C точки зрения Шариата иртидат расценивается как отпадение от Ислама и отход к куфру (неверию) независимо от того, намеренный это был шаг или было сделано какое-либо действие или высказано слово, которые привели к неверию. Иртидатом является даже высказанное в шутку заявление о вероотступничестве или подобное действие, высказанное из упорства. В Шариате все эти действия квалифицируются как отрицание Ислама и впадение в куфр (неверие). Поэтому муртад (вероотступник) это человек, который ушел из Ислама в неверие и отрицание.

Иртидатом (вероотступничеством) являются следующие действия:

1. Отрицание Аллаха;

2. Отказ от принятия пророков;

3. Клевета на какого-либо пророка;

4. Признавать разрешенными греховные деяния, которые приняты иджмой запрещенными.
Это такие деяния, как прелюбодеяние, лесбиянство, гомосексуализм, распитие спиртных напитков и т.д.

5. Признавать запрещенными деяния, которые иджмой мусульман признаются как разрешенные.
Например, торговля или брак;

6. Не признавать хотя бы часть того, что в Шариате является обязательным (фард).
Например, отрицание хотя бы одного раката из 5 ежедневных намазов;

7. Верить в обязательность того, что в иджме не признано обязательным (фардом).
Например, добавление к ежедневным намазам еще одного раката, или вера в то, что пост в месяце Шавваль является обязательным (фардом);

8. Иметь намерение в будущем стать кафиром (неверным) или сомневаться об этом.

Муртад, зиндик, колдун, хулитель

Муртад – открыто заявляет о своем отрицании веры, либо же делает сознательные действия, которые делают его вероотступником.

Зиндик – это человек, который внешне ведет себя как мусульманин, в то время как в душе является кафиром (неверным). В связи с этим, если его куфр (неверие) будет доказано, то он подлежит смерти. Такого человека даже не приглашают к покаянию. А если он сам захочет покаяться, то его покаяние не принимается. Однако если такой человек покаялся до того, как был разоблачен, то это покаяние принимается (Аллахом).

Колдун. Такой человек тоже подлежит смерти как кафир (неверный). Относительно возможности его покаяния имеются различные мнения.

Если какой-нибудь человек занимается хулой на Аллаха, Его пророков, Его ангелов, или извергает брань в их адрес, согласно общему закону он должен быть убит. Относительно того, следует ли его призвать к покаянию или нет, имеются разные мнения (ихтилаф). Согласно маликитскому масхабу такой человек не подлежит покаянию.

Условия, при которых иртидат (вероотступничество) считается свершившимся

Относительно двух условий ученые пришли к единому мнению:

1. Акль. То есть человек преступивший грань должен быть в полном сознании и при здравом рассудке (т.е. умственно полноценен). Иртидат, совершенный психически больным человеком или несознательным ребенком, считается недействительным.

В ханифитском масхабе совершение иртидата считается недействительным для человека, находящегося в нетрезвом состоянии. То же самое для человека, находящегося во сне. (Аль-Бадаи, VII? 134; Ад-Дурруль-Мухтар, III, 147). Однако в шафиитском и ханбалитском масхабах, на основании 2 хадисов от имама Ахмада совершение иртидата, равно как и принятие Ислама в нетрезвом состоянии считаются действительными и свершившимися. Сподвижники пророка сочли необходимым наказать пьяного человека, который занимался клеветой (Мугниль-Мухтач, IV, 137; III, 311). Однако пьяного человека, совершившего иртидат нельзя убивать. Нужно дождаться, пока он будет трезвым, а затем дать ему 3 дня для того, чтобы он покаялся.

Совершеннолетие, согласно имаму Абу Ханифе, имаму Мухаммаду, а также маликитскому и ханбалитскому масхабам, не является непременным условием. Если не достигший совершеннолетия ребенок совершит вероотступничество, то это действие считается свершенным. В то же время имам Абу Ханифа и имам Мухаммад не допускали убийства или побития таких детей. Согласно их иджтихаду такие дети должны быть принуждены к возвращению в Ислам (Ад-Дурруль-Мухтар III, 335).

Имам Абу Юсуф и имам Шафи же является непременным условием. Иртидат ребенка и сумасшедшего не считается свершившимся, так как они не несут ответственности за свои поступки. Именно поэтому эти два имама считали, что принятие ребенком Ислама также не принимается (вернее не является сахих). Они опирались на хадис “Не будут спрошены дети до достижения ими совершеннолетия”. Согласно Фатхуль-Кадир и др. источников имам Абу Ханифа позднее тоже принял эту позицию.

Помимо шафиитов, все остальные считают, что принятие Ислама ребенком правильно (сахих) и опираются на хадис: “Каждый рождается в Исламе…” (Бухари, Муслим и др.). В другом хадисе пророк сказал: “Кто скажет “Нет бога кроме Аллаха”, войдет в рай”. Таким образом, все масхабы, помимо шафиитского считают принятие Ислама и отступничество, совершенное несовершеннолетними свершившимися и верными.

Но все-таки принятие мнения относительно правильности принятия Ислама несовершеннолетними более предпочтительно, так как Али ибн Абу Талиб принял Ислам будучи ребенком.

Необязательно, чтобы совершение иртидата зачитывалось только мужчинам. Это относится и к женщинам.

2. Обязательно, чтобы заявление о вероотступничестве было сделано самим человеком, на основании его желания. Согласно всем ученым не засчитывается иртидат тому мусульманину, которого принудили к вероотступничеству силой, в то время как он на самом деле он остался мусульманином по сути (Аль-Мугни, VIII, 145; Гайетуль-Мунтеха, III, 353, 358).

Постановления относительно вероотступников В вопросе о необходимости казни вероотступников все ученые пришли к согласию. Это постановление выведено на основании хадиса пророка: “Пролитие крови мусульманина разрешено в трех случаях: если он совершил прелюбодеяние, будучи женатым, если он совершил убийство и если он покинул свою религию” (Бухари, Муслим). При этом все согласны с тем, что казни подлежит вероотступник мужчина. В вопросе о женщине же мнения разошлись. Согласно ханифитскому масхабу женшина-вероотступница смерти не подлежит. Однако в остальных масхабах она также должна быть казнена. Опираются они на следующий хадис пророка: “Если какой-либо мужчина вышел из Ислама, то вначале пригласите его в Ислам. Хорошо если он вернется, но если он откажется, то снесите ему голову”. И если какая-нибудь женщина выйдет из Ислама, то пригласите ее в Ислам. Хорошо если она вернется, но если откажется снесите и ей голову” (хадис-хасан, приводится у Табарани).

В ханифитском масхабе, как было отмечено выше, женщина не подлежит смерти за вероотступничество. Однако она принуждается к принятию Ислама. В связи с тем, что ею был совершен великий грех, она содержится под арестом либо до возвращения в Ислам, либо же до смерти. Раз в три дня она подлежит побиению. Как доказательство того, что такую женщину убивать нельзя ханифиты приводят следующий хадис-сахих: “Не убивайте женщин”.

В ханифитском масхабе перед казнью вероотступнику желательно предложить вернуться в Ислам. И если он вернется, то это принимается с радостью. Но если он откажется, то тогда его дело передается на рассмотрение главе исполнительной власти (либо его помощникам), который, в случае заявления вероотступника, либо если имеются другие обстоятельства, должен дать вероотступнику 3 дня для того, чтобы он еще раз подумал и пришел к покаянию. Однако если нет никакой надежды на то, что вероотступник вернется в Ислам или в случае истечения отпущенного ему срока на покаяние он должен быть казнен. Это подтверждается следующим эпизодом из жизни сподвижников Пророка: “Из армии к халифу Омару пришел человек. Омар спросил его: “Какие известия ты принес?”. Тот человек ответил: “Один человек после принятия Ислама вновь отрекся от Аллаха. Поэтому мы его убили”. На это Омар ответил: “Но если бы вы продержали его сначала под арестом 3 дня, может он пришел бы к покаянию?”. А потом он сказал: “О, Аллах! Я не имею отношения к этому происшествию, я не давал на это распоряжения и в помыслах у меня этого не было” (Малик “Муватта”).

В связи с этим, Камалетдин ибн аль-Хитам сказал, что этот случай говорит о том, что вероотступника необходимо вначале пригласить к покаянию.

Покаяние вероотступника

Муртад (вероотступник), который решил покаяться и вернуться в Ислам должен заявить о том, что он не имеет отношения к никакой религии, помимо Ислама. Однако достаточно если он отречется от той религии, в какую он до того хотел перейти, так как при этом цель оказывается достигнутой. Покаяние реализуется произнесением формулы Шахады “Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник” (Ал-Лубаб Шархуль-Китаб IV, 149; Гайетуль-Мунтеха, III, 360).

Согласно масхабам (кроме ханифитского) вероотступнику необходимо дать три дня на покаяние. Вышеприведенные слова Омара являются тому подтверждением.

Согласно всем масхабам, кроме ханифитского, вероотступнику необходимо предложить вернуться в Ислам. В ханифитском же масхабе это сделать желательно. Если вероотступник находится в сомнении относительно чего-то, то ему эти вопросы необходимо разъяснить. У ханифитов допускается трехдневный арест муртада. На протяжении этого срока ему предлагается вернуться в Ислам. Но если он отказывается, то ему выносится смертный приговор.

Вероотступник может быть казнен только на основании распоряжения главы исполнительной власти или его заместителей. Тот, кто убил вероотступника без их распоряжения подлежит наказанию. Однако если вероотступничестно совершено на войне, то муртада вправе убить каждый.