ИСТОРИЯ О “ЧТИМЫХ АНГЕЛАХ” [Или правда о “сатанинских аятах”]

A. Berki, O. Keskioglu
HAZRETI MUHAMED VE HAYATI.
Ankara,1993.

Как известно, часть мусульман, спасаясь от преследований мекканских язычннков, была вынуждена двумя группами эмигрировать в Эфиопию. Однако часть из них впоследствии вернулась обратно. До них дошла весть о том, что будто бы курейшиты помирились с Пророком, и преследования мусульман прекратились. Все те, кто услышал эти слухи, а по другим данным часть из них, вернулась в Мекку и обнаружила, что дела обстоят не совсем так, как они думали. Оказалось, что курейшиты продолжали враждебные действия против мусульман. Поэтому часть вернувшихся в срочном порядке вернулась в Эфиопию, а другая часть тайно осталась в Мекке под покровительством своих родственников. О том, сколько мусульман вернулось в Эфиопию нам неизвестно. Сообщается, что вместе с ними выехали в эту страну и новые мусульмане Мекки. До переселения (хиджры) мусульман в Медину они оставались в Эфиопии, а затем также переехали в Медину.

Некоторые люди связывают описанный выше приезд некоторой части мусульман из Эфиопии в Мекку с историей о “чтимых ангелах” (или так называемых “сатанинских аятах”). Об этом писали Ибн Са’д в “Табаакатул-Кубра” и Ат -Табари в “Тарих ар-Расул ва’л Мулук”. [Следует отметить, что эти историки жили через несколько столетий после пророка. Они описывали различные предания, которые доводилось им слышать. Однако ими не были проведены исследования о том, насколько достоверны описываемые ими события. Эти исследования были проведены великими мусульманскими мухаддисами позднее. Поэтому в их работах имеются некоторые слабые, а подчас и сфабрикованные истории о жизни ранних мусульман. Вместе с тем надо отметить, что указанные авторы не настаивали на истинности всех этих преданий, а просто описали их так, как им довелось это слышать]. Ссылаясь на них, некоторые, более поздние авторы Сиййеров (Описаний жизни Пророка) повторяли эту историю. Эта история привлекла внимание некоторых немусульманских востоковедов которые раздули эти слухи и попытались трактовать их в своих интересах.

В трудах указанных историков сообщается, что будто бы Пророк увидев страдания мусульман взмолился Аллаху: “Если бы пришло мне откровение, которое сблизило бы меня с ними (т.е. курейшитами)” (Ибн Асир, “Тарих уль-Гамил”, т. II, стр 52). После этого Пророк будто бы стал искать пути сближения со своим племенем. И они якобы стали приближаться к нему. Однажды, когда они собрались возле Каабы, Пророк читал суру Наджм. И будто бы после слов “Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат – третью, иную? (53: 19-20) [Это богини языческого пантеона арабов] он произнес: “Поистине они – ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать”. Затем, после окончания всей суры он совершил саджда (земной поклон) и якобы все язычники также совершили саджда вслед за ним. Затем все курейшиты якобы остались довольны пророком и сказали: “Мы тоже знаем о том, что Аллах является Творцом и Кормильцем всего сущего. Мы знаем и о том, что только по Его воле все рождается и умирает. Однако наши боги будут заступниками за нас перед Ним. Если же ты их признаешь, то и мы с тобой заодно”. Таким образом, будто бы конфликт между ними был преодолен, и эта весть дошла до Эфиопии и побудила мусульманских эмигрантов вернуться на Родину. Однако, когда они оказались в одном часе езды до Мекки им повстречался один человек из племени Кинана, который сказал им: “Мухаммад в одно время хорошо отзывался о богах курейшитов и все подчинились ему, но затем он опять начал говорить о них плохо и все отвернулись от него и продолжили вражду с ним”. После этого часть мусульман уехало обратно в Эфиопию, а другая часть тайно вошла в Мекку к своим родственникам.

Есть и такие, которые добавляют к этой сомнительной истории следующий эпизод о том, что будто бы после произнесения тех слов из суры “Наджм”, Пророком овладели сомнения от этих слов курайшитов: “Если же ты признаешь наших богов, то и мы с тобой заодно”. После этого Пророк якобы пошел домой и к нему явился ангел Джабраил, который прочел ему суру “Наджм” и сказал о том, что он ничего ему не говорил о “чтимых ангелах”. После этого были ниспосланы эти аяты: “И близки они к тому, чтобы соблазнить тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на нас другое. А тогда они взяли бы тебя своим другом. И если бы Мы не подкрепили, ты был близок склониться к ним, хотя бы немного. Тогда Мы дали бы тебе вкусить вдвойне и в жизни и в смерти. Потом ты не найдешь против Нас помощника” (Коран, 17:73-75).

После этого якобы Пророк продолжил нападки против курейшитских богов, а те, в свою очередь, продолжили вражду с ним.


Вот и вся история о так называемой истории о “чтимых ангелах”. Необходимо отметить, что среди тех, кто повествует об этой истории нет никакого единства. По самым различным аспектам этой “истории” существует масса противоречий. То, что встречается у одного автора, то не подтверждается у другого. Но, несмотря на то, что исламские ученые подробно ответили по этой теме, многие немусульманские востоковеды подробно останавливаются на этой “истории” и пытаются превратить ее в объект нападок на нашего пророка. Однако даже поверхностное исследование этой “истории” показывает ее недостоверность. Это повествование противоречит тезису о безгрешности пророков которое неоднократно повторяется в исламских первоисточниках. Поэтому вызывает недоумение тот факт, что некоторые люди, которые писали Сиййеры описывали это “событие”, не давая ему опровержения. Правда, эта история была отвергнута подавляющим большинством мусульманских ученых, как фальсификация, и в то же время некоторые мусульмане приняли этот рассказ как правду и дали в руки немусульманских востоковедов повод для нападок на нашего пророка.

Самые выдающиеся знатоки хадисов – Бейхакки, Бухари, Навави, Муслим и многие другие говорили об истории о “чтимых ангелах” как об очевидной фальсификации. В частности имам Навави сказал: “В этой истории нет ничего правдоподобного ни с точки зрения повествования, ни с точки зрения логики”. Когда у Ибн Исхака спросили об этой истории, он не сомневаясь ответил: “Эта история сфальсифицирована безбожниками”. Фахраддин Рази так же доказывал безосновательность этой истории.

Однако немусульманские востоковеды очень хотят поверить этой истории. Как аргумент в пользу верности этого повествования они приводят то обстоятельство, что курейшиты в тот период подвергали мусульман жесточайшим преследованиям и издевательствам. Они привязывали некоторых из них к раскаленному песку и заставляли лежать по несколько часов под палящим солнцем, некоторых убивали. В этих условиях часть мусульман была вынуждена эмигрировать из Мекки. А с другой стороны Мухаммад очень хотел, чтобы его народ целиком принял Ислам. И для того, чтобы завладеть их сердцами и стать близким им, он будто бы прочел суру Наджм и прибавил к ней стихи о “чтимых ангелах”. После этого якобы его народу это понравилось и когда он совершил земной поклон (саджда) они совершили его вместе с ним.

Сэр Уильям Моир приводит и такой аргумент в пользу истинности истории о “чтимых ангелах”: Мусульмане, несмотря на то, что были хорошо приняты в Эфиопии и жили в полном спокойствии, тем не менее вдруг решили на третьем месяце их эмиграции вернуться в Мекку. Если бы между Мухаммадом и курейшитами не было бы достигнуто перемирие, то, как говорил Уильям Моир, они никогда бы не вернулись обратно в город.

Все аргументы сторонников версии о “чтимых ангелах” сводятся к этим бездоказательным положениям и они не имеют под собой никакой основы. Например, один из самых основных аргументов Уильяма Моира о том, почему мусульмане внезапно вернулись в Мекку, из эмиграции, опровергается следующими двумя фактами, которые полностью дают ответ на этот вопрос.

Первой причиной внезапного возвращения было принятие Ислама таким влиятельным в Мекке человеком, как Омар ибн Хаттаб, который начал защищать мусульман с таким же усердием, как раньше с ними он враждовал. Принятие Ислама Омаром серьезно изменил расклад сил в Мекке. Если раньше мусульмане были вынуждены скрывать свою веру, тайно совершать намаз и другие обязательные предписания религии, то теперь они нашли в лице Омара защитника, который готов был сражаться со всеми недругами мусульман. Это событие сплотило мусульман, усилило Ислам, и, в результате этого, мусульмане осмелились впервые открыто совершить таваф (обход) Каабы, публично выкрикивая Такбир (Аллах Велик!). Омар отказался тайно исповедывать веру, и, благодаря его усилиям, мусульмане изменили тактику. Отныне они начали силовую борьбу с курейшитами. Когда Омар принял Ислам он, вместе с другими мусульманами решил открыто совершить намаз в Каабе. Однако язычники попытались воспрепятствовать этому. Вокруг Кааба начались крупнейшие и беспрецедентные беспорядки. Несмотря на противодействие язычников мусульмане отразили их нападение и с достоинством совершили коллективную молитву в Каабе. Несмотря на то, что мусульмане были малочисленны, они сумели победить в этом инциденте благодаря своей вере. Последствия этой решимости были ощутимыми. Курейшиты поняли, что мусульмане уже не будут терпеть унижения. Стало ясно, что между ними началась открытая война, и никто не знал, сколько она продлится и чьей победой кончится.

Однако на этом этапе обошлось без крови. Когда дядя Пророка Хамза принял Ислам, злейший враг Ислама Абу Джахль получил от него удар по голове. Однако, несмотря на это, он, чтобы не допустить кровопролития, начал успокаивать своих соплеменников, которые хотели броситься на Хамзу. Причиной того, что курейшиты не хотели обострять ситуацию на данном этапе, было то обстоятельство, что к этому времени Ислам приняли уже достаточно много мекканцев из всех основных кланов города. И если бы пролилась кровь хоть одного мусульманина, принадлежащего к какому-либо клану Мекки, то началась бы кровная вражда между кланами и город был бы ввергнут в смуту. Кровное родство у арабов ценилось выше религиозной принадлежности, и, в случае убийства любого человека из какого-либо клана, весь его род поднимался на кровную месть. Поэтому антиисламски настроенные мекканцы вынуждены были в этих условиях искать новые пути борьбы с мусульманами ,так как становилось ясным, что старыми методами они уже ничего не добьются. Для того, чтобы найти решение этой проблемы и обдумать новую тактику борьбы с мусульманами они решили временно не подвергать мусульман преследованиям. То есть между сторонами начался период зыбкого мира. Эта весть и достигла Эфиопии, и стала причиной возвращения в Мекку части мусульман.

Но, в то же время была и вторая причина возвращения части мусульман из Эфиопии в Мекку. В это время там произошло восстание против негуса (царя) Наджаши, который принял мусульман. Именно это обстоятельство и было одной из причин этого восстания. Симпатия, которую питал негус Наджаши к мусульманам, стала причиной различных слухов в стране. Не было сомнений в том, что мусульмане поддерживали Наджаши. Однако в то же время они не хотели принимать участие в этих событиях. В связи с этим, часть из них приняла решение, уехать из страны. В этот же момент до них дошла весть о принятии Ислама Омаром ибн Хаттабом. Не было сомнений, что мусульмане после этого должны были усилиться. Его храбрость и непреклонность была известна всем. Как только они услышали о том, что курейшиты несколько смягчили свое отношение к мусульманам, они решили выехать из охваченной волнениями Эфиопии. Однако, вернувшись в Мекку они обнаружили, что мекканцы, изменив тактику, перешли к новому этапу бескровного противостояния, которое выражалось во всеобщем бойкоте мусульман. Курейшиты призвали все кланы Мекки разорвать всякие отношения с родом Хашима, из которого происходил Пророк. Представители кланов Мекки поклялись не выдавать за представителей рода Хашима своих дочерей, не торговать с ними, не встречаться и не разговаривать с ними. Мусульмане оказались в очень тяжелом положении. Поэтому прибывшие из Эфиопии мусульмане вернулись обратно в эту страну. С ними вместе выехали и новопринявшие религию мекканцы. Однако курейшиты хотели помешать этой эмиграции. До этого они послали послов к негусу Наджаши с богатыми подарками, чтобы он выдал эмигрантов мекканцам. Однако Наджаши отказался это сделать и послы прибыли в Мекку ни с чем. Теперь же курейшиты препятствовали выезду мусульман из Мекки, но, тем не менее, они нашли возможность выехать из города.

Таким образом все попытки сэра Уильяма Моира доказать историчность и истинность фальсификации истории о “чтимых ангелах” оказываются опровергнутыми.

Ошибочные сведения в истории о “чтимых ангелах”

Представляются совершенно нелепыми попытки увязать аяты 73-75 суры 17 “Исра” с историей “о чтимых ангелах” и доказать ими эту фальсификацию. Эти аяты звучат следующим образом:

“И близки они к тому, чтобы соблазнить тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на нас другое. А тогда они взяли бы тебя своим другом. И если бы Мы не подкрепили (не дали тебе стойкости), ты был близок склониться к ним, хотя бы немного. Тогда Мы дали бы тебе вкусить вдвойне и в жизни и в смерти. Потом ты не найдешь против Нас помощника. (Коран, 17:73-75)

Как вино из смыслов этих аятов, здесь речь идет не о том, что Пророк сошел с пути указанном ему Аллахом и стал склоняться к язычникам, а, о том, что Аллах дал ему стойкость и защитил его от ошибок. И пророк был стоек, потому что если бы он сошел бы с пути Пророков он вкусил бы как в этом, так и ином мирах ужасное наказание.

Эти аяты, наоборот, свидетельствуют о подложности истории о “чтимых ангелах”, а не подтверждают ее. В той истории говорится о том, что будто бы Пророк добавил к Божественному откровению то, что откровением не являлось. Но в этих аятах речь идет о том, что Аллах дал своему пророку стойкость, для того, чтобы он мог сопротивляться всему греховному и не склоняться к соглашательству с язычниками, пусть даже в самых мелочах. В передаче откровения Бога человечеству Пророки являются носителями таких качеств, как беспорочность и доверие. История же с истории о “чтимых ангелах” противоречит этим качествам, вся суть которой сводится к бездоказательности и пустословию со стороны тех, кто сочинил эту фальсификацию. Даже указанные выше аяты не имеют к этой истории никакого отношения и были ниспосланы в связи с прибывшей из Таифа группой и по хронологии не имеют никакого отношения к периоду возвращения эфиопских эмигрантов в Мекку.

[Шейх Абд ар-Рахман ас-Саади прокомментировал эти аяты Корана следующим образом: “”Всевышний поведал о своей милости по отношению к Пророку Мухаммаду. Аллах уберег его от врагов, которые пытались любыми способами отвратить его от прямого пути. Они желали, чтобы Пророк Мухаммад говорил об Аллахе то, чего не было в ниспосланном ему откровении. Они хотели услышать от него то, что совпадало с их низменными желаниями. Они хотели, чтобы он отрекся от того, что ниспослал Аллах. Однако они не добились желаемого. Но если бы Посланник Аллаха сделал то, что они требовали от него, то они признали бы его своим близким другом и избранником. Они возлюбили бы его сильнее, чем своих сородичей, потому что Аллах наделил его превосходным нравом и замечательными качествами, которые вызывали восхищение у близких родственников и незнакомых людей, друзей и неприятелей. И следует знать, что многобожники враждовали с Пророком Мухаммадом и противились ему не потому, что они испытывали отвращение к нему самому, а потому, что они ненавидели проповедуемую им истину. Вот почему Всевышний сказал: “Мы знаем, что тебя огорчают их речи. Воистину, не тебя они считают лжецом. Нечестивцы эти отрицают знамения Аллаха” (6:33).

Аллах поддержал своего Пророка и удержал его от потакания многобожникам, когда он уже готов был пойти им на уступки, потому что он всеми силами стремился исправить этих людей и наставить их на прямой путь. И если бы он уступил их желаниям, то обрек бы себя на мучительное наказание как в этой жизни, так и после смерти. И Аллах приумножил бы его наказание, потому что Он почтил своего Пророка благами самым совершенным образом и наделил его самыми совершенными знаниями. И произойди это, никто бы не стал помогать Пророку избавиться от страданий. Но этого не произошло, потому что всевышний Аллах защитил Пророка от зла и всех путей, ведущих к нему. Он поддержал его и наставил на прямой путь, благодаря чему Пророк Мухаммад ни в чем не потакал желаниям многобожников. А это значит, что Пророк был в долгу перед Аллахом за самую совершенную милость и самый прекрасный дар”].

Некоторые сторонники версии о “чтимых ангелах” пытаются увязать с этой историей и следующие аяты 52-53 суры 22 “Хадж”:

“И не посылали Мы до тебя никакого посланника или пророка без того, чтобы, когда он предавался мечтам, сатана не бросил в его мечты чего-либо, но Аллах стирает то, что бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения, – ведь Аллах – Знающий, Мудрый!” – для того, чтобы сделать то, что ввергает сатана испытанием для тех, кто, в сердцах которых болезнь и у которых ожесточены сердца, – ведь обидчики в глубоком расколе!..”.

Но и эти аяты не имеют никакого отношения к описываемому периоду и были ниспосланы по совершенно другому поводу.

[Шейх Абд ар-Рахман ас-Саади прокомментировал эти аяты следующим образом: “В соответствии со своей безупречной мудростью Всевышний поведал о том, что до при-шествия Мухаммада было много пророков и посланников, которым сатана пытался поме-шать читать откровения, увещевать людей, призывать их к добру и удерживать их от всего порицаемого. Сатана строил козни и пытался подбросить в их слова то, что противо-речило откровениям, однако всевышний Аллах защищал все, что Божьи посланники сообщали людям от Его имени. Аллах охранял ниспосылаемые откровения и не позволял путать или смешивать их со словами творений. Сатана пытался исказить их, но его происки были неудачны и непродолжительны. Он пытался наущать пророков, но всякий раз сталкивался с непреодолимыми препятствиями и отступал. Вот почему Аллах поведал о том, что Он сводит на нет то, чем соблазняет сатана. Аллах уничтожает ложь и разъясняет то, что она не имеет отношения к божественному откровению. А затем Аллах утверждает ниспосланное откровение, помогает людям записать его и запомнить его наизусть, благодаря чему оно сохраняется в своем исконном виде, без той лжи, которую пытается приписать к нему сатана.

Воистину, Аллах обладает неограниченной властью и безграничным могуществом, благодаря которым Он без труда заботится о своем откровении и защищает его от рук сатаны. Но вместе с тем Аллах обладает мудростью, благодаря которой Он расставляет все по своим местам и позволяет дьяволам строить козни и наущать людей.

Соблазны сатаны становятся искушением для двух групп людей, которых Аллах бросает на произвол судьбы. К ним относятся те, чьи сердца поражены слабостью и ли-шены совершенной веры и твердой убежденности. По этой причине малейшие сомнения способны повлиять на их сердца, и стоит им услышать наущения сатаны, как эти наущения заставляют их сомневаться в истине и превращаются в искушения для них. К ним также относятся те, чьи сердца огрубели. По этой причине они не способны внимать увещеваниям и наставлениям Аллаха и Его Посланника. И стоит им услышать наущения сатаны, как они принимают их за правдивые свидетельства в пользу лживых и порочных воззрений. Так они начинают отстаивать ложь и противиться Аллаху и Его Посланнику.

Именно поэтому Всевышний подчеркнул, что нечестивцы находятся в большом несогласии с истиной. Они противятся Аллаху и упрямо сражаются против истины. Они бесконечно далеки от прямого пути. Для этих двух групп людей наущения сатаны являются искушением, благодаря которому выявляется скверна, которая таится в их сердцах. Что же касается третьей группы людей, то для них искушения сатаны являются милостью”].

Очевидно, что никакой доказательной основы об истории о “чтимых ангелах” нет ни у восточных, ни у западных сторонников этой версии и вся их аргументация строится только на неподтвержденных источниках и предположениях. Сведения, излагаемые ими противоречивы и не подтверждаются достоверными фактами, и все это является подтверждением фабрикации этой истории. Эту история зафиксирована в 5 разных версиях, серьезно различающихся друг от друга. Ибн Исхак утверждал, что эта история сфабрикована еретиками и безбожниками, чтобы посеять сомнения в пророческой миссии Мухаммада. В конце концов, недоумевая по поводу того, что отдельные люди пытаются увязать эту историю с Кораном, он сказал: “Какое все это имеет отношение к прекрасному слогу и последовательному изложению Корана?”.

Доказательства того, что история о “чтимых ангелах” является фальсификацией

Cамым веским доказательством подложности этой истории является сама сура “Наджм”. Все содержание этой суры посвящено единству Аллаха и объявлению язычества лишенной всякого основания системой мнений. Рассмотрим внимательно аяты с 18 по 23 суры 53 “Наджм”, о которых идет речь.

“Он дeйcтвитeльнo видeл из знaмeний cвoeгo Гocпoдa вeличaйшee. Bидeли ли вы aл-Лaт, и aл-Уззy, и Maнaт – тpeтью, инyю? Heyжeли y вac – мyжчины, a y Heгo – жeнщины? Этo тoгдa – paздeлeниe oбиднoe! Oни – тoлькo имeнa, кoтopыми вы caми нaзвaли, – вы и poдитeли вaши. Aллax нe пocылaл c ними никaкoгo знaмeния. Oни cлeдyют тoлькo пpeдпoлoжeниям и тoмy, к чeмy cклoнны дyши, a к ним yжe пpишлo oт Гocпoдa иx pyкoвoдcтвo”.

Весь смысл этих аятов имеет ярко выраженную антиязыческую направленность. Возможно ли в этом контексте приписать сюда какие-либо строки восхваляющие идолов? Если предположить, что сюда были вписаны слова “Поистине они – ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать”, то тогда весь смысл этой суры теряет свой смысл и превращается в непонятное сборище противоречивых утверждений. Последующие аяты также направлены против язычества. Как это может быть, что при такой стройной последовательности изложения, вдруг в этом месте были сказаны какие-то стихи о допустимости заступничества перед Аллахом несуществующих языческих богов?

В связи с этим совершенно очевидно, что история о “чтимых ангелах” является фабрикацией. Эти слухи были распущены безбожниками и еретиками, которые преследовали этим определенные интересы. А некоторые люди подхватили и распространили эти слухи.

Египетский муфтий Мухаммад Абдо в статье, в которой он убедительно отверг историю о “чтимых ангелах” писал, что структуре арабского языка вообще не свойственен такой оборот как “почитание” (Курнук) в отношении слова “боги”. Такого выражения вообще не существует. В самом деле, ни один историк или поэт описывающий историю языческого прошлого арабов, начиная с еще доисламских времен и до современности не применял такого оборота по отношению к богам. Слово “Курнук”, которым обозначают слово “чтимые” передатчики версии об этой истории, дословно означает красивую белую птицу, которая по размерам больше гуся и у которой длинная шея. Какое может иметь отношение это слово к идолам или богам древнеарабского пантеона? Вторым значением слова “Курнук” является “полногрудая красавица” или “полногрудая возлюбленная”. Но какое отношение это может иметь к почитанию богов древними арабами? Ведь здесь нет и речи о любовном приключении.

Индийский ученый Мавлана Шибли указывая на несостоятельность версии о чтимых ангелах писал: “истина состоит в том, что когда пророк читал прилюдно Коран вокруг него собрались язычники, которые подняли вокруг него издевательский шум-гам и с издевкой вставляли свои слова в его фразы. Этому является доказательством аят 26 суры 41 “Фуссылат”:

“Неверные сказали: “К Корану не прислушивайтесь вы, и пустословьте при зачтении его, быть может и одержите вы верх!”.

В тот момент, когда Пророк читал суру “Наджм” один человек из курейшитов как бы в продолжение слов пророка сказал: “Поистине они – ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать”. В толпе быстро распространился слух о том, что будто бы это было сказано пророком. После этого этот слух распространился и среди мусульман, которые сочли (или предположили), что это было внушением сатаны. Дело в том ,что все верили в то, что сатана способен передавать свои измышления посредством других людей. Поэтому некоторые из них приняли это повествование, записали его и сочли его верным.

Все это не является лишь нашим предположением. Все древние признанные ученые-хадисоведы объясняли все эти события именно таким образом. В “Мавахибе” говорится о том, что “в тот момент, когда пророк читал суру “Наджм”, язычники знали, что он в очередной раз будет высказываться против их богов, и поэтому они сочинили эти слова и перебивая Пророка смешали в присутствии толпы его слова со своими, ведь было сказано о них “Корану не прислушивайтесь вы, и пустословьте при зачтении его, быть может и одержите вы верх” А что же касается внушения шайтана (сатаны), то ведь это было делом рук тех шайтанов из людей, которые были в толпе и распространили эти слухи” (Асри саадат, т. 1).

Если подойти к данному вопросу со знанием дела, и всего жизненного пути пророка, то становится очевидным, что Пророк просто не мог сказать эти слова. Ведь вся его жизнь состоит их бескомпромиссной борьбы с язычеством, и в этой борьбе он попадал в гораздо более сложные ситуации, чем те события, о которых идет речь. Однако никогда, ни при каких обстоятельствах, он не шел на соглашательство в отношении верований язычников. То есть вся его жизнь доказывает подложность всей этой истории. Поэтому, даже чисто логически можно прийти к выводу о том, что эта история стала результатом провокации язычников, которые обступив его со всех сторон издевательски смешивали его слова со своими. Да и упомянутый аят Корана (41: 26) является этому подтверждением.

Именно в таком ключе завершил повествование об этой истории в книге “Жизнь Мухаммада”, бывший премьер-министр Египта д-р Мухаммад Хусайн Хайкал:

“Безпочвенность этой сказки о “чтимых ангелах” доказывается самой жизнью Пророка Мухаммада. За всю его жизнь , начиная с самых юных лет никто не был свидетелем хоть малейшей лжи, которая исходила бы от него. Именно поэтому в возрасте 25 лет его соплеменники прозвали его Амином. Его правдивость была известна всем. Когда он прилюдно собирался объявить о начале своей пророческой миссии он спросил у собравшегося народа: “Поверите ли вы мне, если я скажу вам, что вот за этой горой находится вражеская армия?”. Они ответили: “Да. Мы Ведь мы никогда не слышали от тебя лжи”. Если с самого дня своего рождения этот человек никогда не лгал, то как может быть, чтобы он выдал какие-то слова, которые не являлись Божьим откровеньем как Божье откровенье? Мыслимо ли, чтобы человек, являвшийся посланцем Бога и боявшийся Божьего гнева, вдруг произнес эту ложь, побоявшись людей? Те, кто знают подробности жизни этого человека, его храбрость, решимость понимают невозможность этого. Как это могло быть, что Мухаммад, который всегда заявлял, что даже если ему положат солнце в одну руку и луну в другую, он не свернет с истинного пути, даже если его будут ждать на этом пути несчастия, пытки и смерть, вдруг стал говорить о “чтимых ангелах”? Возможны ли такие подрывающие фундамент религии действия от человека, который пришел как милость мирам и указал пути спасения для всего человечества?

Кроме того, какая была необходимость в признании или восхвалении языческих божеств? Почти целых десять лет он стойко вел борьбу с язычниками. На этом пути он и его окружение подвергались бесчисленным преследованиям, пыткам и унижениям. И вдруг, когда мусульманская община в Мекке, по воле Аллаха, начала усиливаться, и в нее впервые вошли влиятельнейшие в Мекке люди – Хамза и Омар, когда с усилившимися мусульманами в Мекке уже стали считаться, когда мусульман уже знали как серьезную силу на всем Аравийском полуострове и даже за границей, он якобы пошел на сговор с язычниками. Какая в этом логика, где здравый смысл? Несомненно, что вся эта история с “чтимыми ангелами” является подлой клеветой на пророка.

Те, кто измыслил эту ложь, понимая, что будут разоблачены и опозорены, решили несколько смягчить эту клевету словами о том, что будто бы Мухаммад, услышав как язычники с удовлетворением высказались о том, что он признал их богов, засомневался в своем поступке и покаялся, и в ту же ночь к нему пришел ангел Джабраил… и т.д. Лднако это только выявляет подложность всей этой истории. Дело в том ,что если в тот момент у Мухаммада возникли сомнения, то почему он в ту же минуту не обратился к Богу за откровением и не объявил это откровение прилюдно, как он это делал за многие годы своего пророчества?”

Как видно история была сфабрикована некоей группой врагов Ислама в более поздний период его истории. Причем сочинившие эту клевету люди замахнулись этим самым на основу основ Исламской религии, на идею строжайшего единобожия (Товхида). Пророк Мухаммад пришел к человечеству для объяснения именно этого принципа. Сам он никогда в этом вопросе не шел ни на какие компромиссы, несмотря на то, что язычники Мекки делали все возможное, чтобы отвратить его с этого пути. Ему были обещаны несметные богатства, власть ради того, чтобы он отказался от этой идеи. Но он отказался от всего этого и не отступал от своей веры ни на шаг. Причем все это произошло в тот период, когда у него было всего несколько сторонников. Язычники причинили большие страдания его последователям, но, несмотря на все это, Мухаммад не отступил, и они ничего не сумели добиться. Никакая сила не была способна повернуть его с пути донесения Божественных истин до человечества.

В заключении еще раз повторим, что история о “чтимых ангелах” является всего лишь фальшивкой. К переселению мусульман из Эфиопии в Мекку она не имеет ни малейшего отношения. Это переселение, как было отмечено выше, произошло по причине усиления мусульман в Мекке и принятия Ислама Омаром ибн Хаттабом. В этот период язычники пересматривали дальнейшую тактику борьбы с мусульманами, и поэтому в тот период в Мекке установилось относительное спокойствие. В то же время еще одной причиной переселения мусульман из Эфиопии явилось происшедшее в этой стране восстание, совпавшее по времени с излагаемыми событиями. Как только язычники узнали об их возвращении, они побоявшись дальнейшего усиления мусульман решили объявить роду Хашима (к которому принадлежал Мухаммад) полный бойкот. Отныне мекканцы перестали с ними торговать, заключать брачные отношения, разговаривать , общаться. Одновременно ими стал разрабатываться план физического устранения Мухаммада.

Перевод и комментарии А. А. Али-заде (Абдуллы Али)
Комментарии указаны в квадратных скобках курсивом.