РАЙ, КАК ОН ОПИСАН В КОРАНЕ И СУННЕ ПРОРОКА

Предисловие

Тема рая в Исламе еще с периода средневековья являлась предметом различных домыслов со стороны тенденциозно настроенных западноевропейских и византийских христианских богословов. С их стороны “духовный” рай христиан противопоставлялся “плотсткому” раю мусульман. Подобные статьи можно встретить и сегодня. Однако совершенно очевидно, что истинные картины рая созданы в угодном Богу виде, независимо от того, каким хотели бы его видеть некоторые люди. В следующей статье, которая опубликована после этой будет показано, что “духовное” содержание христианского рая вовсе не так абсолютно, как это пытаются представить некоторые люди, ведущие миссионерскую деятельность среди мусульман.


После суда верующие будут введены Аллахом в рай, где они вечно будут наслаждаться всеми благами, главным из которых будет созерцание Господа (Коран, 75: 22-23) [1, c. 481], а грешники пойдут в огонь ада, в котором вечно будут гореть.

Согласно известному мусульманскому богослову Тахави, “рай и ад уже созданы. Они вечны и не будут уничтожены. Несомненно, что Аллах создал их до сотворения творений” (Шерхуль-Акидедит-Тахавиййе, с. 420-432; Меджмууль-Фетава, XVIII, 307) [6, с. 211].

В хадисах пророка говорится о том, что все, что получат праведники в раю невозможно представить себе, используя человеческий понятийный аппарат. Никакими словами невозможно описать все эти райские наслаждения. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, Аллах говорит: “Для праведных Рабов моих Я приготовил такие блага, которые никогда не видели их глаза, не слышали их уши, и не имели их помыслы и мечты” (Бухари, Бедуль-Хальк 8, Тафсир, Саджда 1, Товхид 35; Муслим, Джаннат 2, /2824/; Тирмизи Тафсир /3195/) [4, с. 419]. В соответствии с этим хадисом, все исламские ученые пришли к выводу о том, что все представления о рае (а также об аде), которые описаны в Коране и исламской традиции отражают лишь приблизительные представления об этих благах (или ужасах в аду) на уровне человеческих понятий, истинная сущность которых непостижима и будет прояснена только после Дня Страшного Суда. Поэтому все представления об этом принимаются к сведению, с оговоркой того, что истинная сущность всего этого известна только Аллаху и будет прояснена позднее.

Рай место необъятное. Он “…простирается на весь простор неба и земли…” (Коран, 57: 21) [1, c. 447]. В хадисе, переданном. Ибн Садом, пророк говорил, что “рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта” (Тирмизи, Джаннат 2, /2528/) [4, с. 421].

В том же хадисе, переданном Ибн Садом, пророк дал определение состояния, в котором будут там пребывать праведники: “Вошедший туда (т.е. в рай) достигнет благ, у него не будет больше никаких проблем и трудностей, будет пребывать там вечно и его не постигнет смерть” [4, c. 421]. Аят Корана (44: 56) подтверждает данный хадис.

Мусульманская традиция говорит о том, что рай многоступенен. Согласно хадису, переданному Абу Хурайрой, пророк говорил, что “рай имеет сто ступеней, между которыми есть расстояние в сто лет” (Тирмизи, Джаннат 4 /2531/) [4, c. 426].

Есть в хадисах (напр. в передаче Анаса) упоминания о наличии в раю дерева Туба (Тирмизи, Тафсир, Вакиа, /3289/, Джаннат 1, /2525/). А в другом хадисе (в передаче Абу Хурайры) говорится, что помимо этого дерева там есть много деревьев, стволы которых из золота (Тирмизи, Джаннат 1, /2527/).

В раю будет существовать супружеская жизнь (Коран, 56: 35-37) [1, c. 442-443]. Однако, в то же время, в хадисе, переданном Абу Разином аль-Укайли говорится, что несмотря на супружество “у обитателей рая не будут рождаться дети (т.е. потомства там не будет)” (Тирмизи, Джаннат 23 /2566/) [4, c. 451]. Этот хадис еще раз подтверждает приведенные выше аргументы в пользу того, что все, что будет происходить в раю (и в аду) нельзя понимать в привычном человеку земном понимании. В пользу этого говорит и упоминание о наличии в раю еды и питья (Коран, 51: 19) [1, c. 427]. Говорится также о том, что обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56: 19) [15, c. 7676]. Однако, в то же время, в хадисе, переданном от Джабира, говорится о том, что, несмотря на это, там не будет естественных испражнений (Муслим, Джаннат 18 /3835/; Абу Дауд, Суннат 23, /4741/) [4, с. 450]. Там все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи (Муслим, Джаннат 18, /3835/; Абу Дауд, Суннат, 23, /4741/) [4, с. 450].

В раю люди будут жить со своими супругами в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Тирмизи, Джаннат 23, \2565\) [4, с. 454]. Здесь пророк еще раз подчеркивал, что в этих райских шатрах будут жить исключительно верующие в Аллаха и признающие всех пророков (Бухари, Бед уль-Хакк 8; Муслим, Джаннат 11, /2831/).

Праведники будут одеты в одежды из шёлка, атласа и парчи и на них будут украшения из золота (Коран, 18: 31) [1, c. 244].

Но вершиной наслаждения для обитателей рая будет возможность лицезрения Аллаха (Руйятуллах): “Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие” (Коран, 75: 22-23). [1, c. 481]. Все ортодоксальные суннитские улемы единогласны в том, что праведники в раю увидят Аллаха. Помимо указанного коранического аята, доказательством этому является несколько хадисов пророка, в которых недвусмысленно говорится о возможности лицезрения Аллаха в раю. Например, в хадисе, переданном Джариром ибн Абдуллахом говорится: “Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами” (Бухари, Мевакитус-Салят 6, 26, Тафсир, Каф 1, Товхид 24; Муслим Месаджид 211, /633/; Абу Дауд, Суннат 20, /4729/; Тирмизи Джаннат 16, /2554/) [4, c. 473].

О том, что именно Руйятуллах (возможность лицезрения Аллаха) будет вершиной райских благ, говорит хадис, переданный Шуайбом: “Для них (праведников) нет более любимого занятия, чем возможность смотреть на их Господа” (Муслим, Имам 297, /181/; Тирмизи, Джаннат 16, /2555/) [4, c. 474].

В раю имеются сады и реки (Коран, 2: 25; 3: 15) [1, c. 29]. Упоминаются 4 сада [13, c. 331]: Адн (Коран 9: 72) [1, c. 168], Фирдевс (Коран, 18: 107) [1, c. 250], Мева (Коран, 32: 19) [1, c. 342], и Найм (Коран, 37: 40-44) [1, c. 366]. Из них на самом верхнем уровне находится Фирдевс, после которого уже начинается Арш (Престол Аллаха) [4, c. 428]. Из этого сада вытекают четыре реки. В одной из них течет вода, в другой молоко, в третьей райское вино, в четвертой мед [4, c. 428]. Возможно, что это те самые реки, о которых упоминается в Коране [13, c. 332]. Они называются: Сальсабиль (Коран, 76:18) [1, c. 483], Тасмим (Коран, 83: 27) [1, c. 493], Маин (Коран, 56: 18) [1, c. 442] и Каусар (Коран, 108: 1) [1, c. 509].


Ссылки на литературу:

1. Коран (перевод и комментарии И. Крачковского). Баку, “Язычы”, 1990.
2. Коран (перевод смыслов и комментарий Пороховой В.). М., 1997.
3. Кулиев. Э. Р. “Пророчества о приближении конца света”. Баку, “Озан”, 1999.
4. Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 14, Ankara, Akcak, 1995.
5. Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 4, Ankara, Akcak, 1995.
6. Ibn-I Teymiyye. El-Akidetu’l Vasitiyye ve serhi. Istanbul, Guraba 2000.
7. Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 6. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
8. Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 8. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
9. Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 9. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
10. Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 10. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
11. Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 11. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
12. Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 13. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
13. Yuksel N. Kur’ani Kerim fihristi. Istanbul, Bayrak yayinleri, 1992.
14. Zuhayli V. Islam fikhi ansiklopedisi, c. 1. Istanbul, Feza yayincilik, 1994.
15. Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 14. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.