“СТОЛПЫ ВЕРЫ” И “СТОЛПЫ ИСЛАМА”

1. “Столпы Веры”

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) оставил после себя бесценное наследие: Божьи откровения зафиксированные в Коране, и Сунну – его поступки, история его жизни и высказывания по тем или иным проблемам, которые он сделал на протяжении своей 23 – летней миссии. Благодаря этим источникам мусульмане смогли создать величайшую мировую систему ценностей, которая охватила все сферы человеческой и социальной сферы. Одной из самых сложных задач, которые предстояло решить следующим поколениям, после пророчества Мухаммада – это создание теоретической научной базы Ислама и систематизация положений, выраженных в смыслах Божественных откровений, в стройное и последовательное вероучение. На протяжении почти 300-400 лет после пророка в этом направлении велись серьёзные работы и Исламские учёные с честью справились с этой сложнейшей задачей. На основании Коранических аятов и хадисов пророка ими были сформулированы теоретические и практические основы Исламской религии, которые остались неизменными до сегодняшнего дня.

Под обобщающим названием “Столпы веры” понимаются идеологические основы религии Аллаха. Сам пророк касался этого вопроса в нескольких хадисах. Но по мнению всех исламских учёных, наиболее всеохватным и конкретным по данному пункту является хадис приведённый у Бухари и Муслима, где упоминается о том, что на вопрос ангела Джабраила (Гавриила) [мир ему] о сути веры Мухаммад ответил следующим образом:

“Суть веры в том, чтобы ты верил в Бога, Его ангелов, в его писания, его посланников, и в последний день и чтобы верил ты в предопределение, как хорошее, так и дурное”.

Таким образом, Исламская наука вывела 6 основопологающих мировоззренческих постулата, ставших своеобразным мусульманским “кредо”:

1. Вера в АЛЛАХА – Бога-Творца всего сущего.
Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие (Товхид).

2. Вера в Ангелов.
Ангелы – это сотворённые Аллахом из света существа, лишённые свободы воли. Они являются исполнителями воли Божьей.

3. Вера в Священные Писания ниспосланные Аллахом посланникам.
Под этим понимаются все Божественные откровения, которые ниспосылались Его посланникам в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинные тексты древшейших свитков Ибрахима (Авраама), Тауры (Торы), Забура (Псалмов) Инджила (Евангелия) и Корана. Однако предыдущие писания отменены Кораном.

4. Вера в пророков (посланников) Божьих.
Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Посланников, согласно другому хадису Мухаммада (да благославит его Аллах и да приветствует), было 124000, которые проповедывали всем народам и племенам. В их числе были и великие пророки Дауд (Давид) Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад и т. д.

5. Вера в Судный день.
Включает в себя веру во вселенскую катастрофу, грядущее воскресение, Божий суд и наличие ада и рая.

6. Вера в предопределение.
Необходимо верить в определение Аллахом судьбы всего сущего.

2. “Столпы Ислама”

Основы практического исповедания веры называются исламской науке “Столпами Ислама”. В хадисе, приводимом в сборниках авторитетных мухаддисов упоминается диалог пророка Мухаммада и ангела Джабраила, который происходил в присутствии свидетелей из числа сподвижников пророка. Джабраил спросил его:

“О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!”.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил следующим образом:

“Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность”. (Хадис приводится у Муслима)

Таким образом, “Столпы Ислама” сводятся к 5 постулатам:

1. Соблюдение строжайшего единобожия (Товхид).
Предписание засвидетельствовать принятие единобожия, признание покорности перед Аллахом и признание посланнической миссии и статуса Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В этой формулировке сосредоточена основная идея религии Бога, из которой проистекают все остальные теоретические и практические положения Ислама.

2. Необходимость совершения ежедневной пятикратной молитвы (салят – араб., намаз – перс.).
Это поклонение Аллаху посредством тела. Намаз совершается по единой форме, в предписанное время со строго определёнными положениями тела. Во время молитвы читаются Коранические суры.

3. Необходимость обязательного материального пожертвования – закят.
Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть своих заработанных средств в помощь обездоленным и беднякам. Закят взымается в строго определенном количестве. Малоимущие освобождены от выплаты закята. Закят – это разновидность поклонения Аллаху посредством имущества.

4. Необходимость соблюдения поста в месяц лунного календаря – Рамадан.
Суть поста заключается в поклонению Богу посредством воздержания от пищи и воды в светлое время суток, более усердным служением и большим воздержанием от грехов в этот месяц.

5. Необходимость совершения паломничества в Мекку.
Это также является разновидностью служения Богу. В период паломничества, совершаемого мусульманами к главной святыне Ислама – мечети “аль-Харам” (Запретная), все помыслы верующего должны быть устремлены к Творцу. Этот столп Ислама обязателен только для тех мужчин – мусульман, кто материально и физически в состоянии совершить его. Для женщин он необязателен.

Составил А. А. Али-заде (Абдуллы Али)