Islam as it is
Книги

 

S. Abul A'la Maududi
ETHICAL VIEWPOINT OF ISLAM
------------
Cаид Абуль Аля Маудуди
ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИСЛАМА

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

Величайшая из проблем, стоящих перед человеком с незапамятных времен - проблема нравственности, все другие проблемы, в т.ч. общественные, экономические, политические и пр. являются лишь ее составляющими. В любой ситуации человек всегда стоит перед выбором: что правильно, а что - нет, что есть добро, а что зло? Человек обладает определенной степенью свободы, и прежде всего он озабочен поиском правильного выбора использования этой свободы.История человеческой мысли и деятельности - это всего лишь воспроизведение поисков человека в данном направлении - его размышления, попытки и устремления, ошибки и неудачи, успехи и достижения.

Ислам отводит данной проблеме то важное место, какое она по праву заслуживает. История испытания Адама и Хаууа реально представляет нравственную проблему человека и пути ее решения. Это была первая проблема, возникшая перед человеком, и именно она будет неотступно преследовать его до самых последних дней жизни.

В связи с этим Маулана Маудуди, используя свой неповторимый стиль, толкует природу нравственной проблемы с точки зрения Ислама. В этой брошюре представлены два его размышления. Труд "Этические воззрения Ислама" представляет собой обращение, произнесенное в Исламском колледже в Пешаваре 14 февраля 1944 года (1). Его несовершенный английский перевод вышел в 1946 году и вызвал неудовлетворение автора. Поэтому был сделан новый перевод, который сейчас представлен на суд общественности. К сожалению и этот перевод не может передать прекрасный авторский стиль.

Поэтому был сделан новый перевод, который сейчас представлен на суд общественности. К сожалению и этот перевод не может передать прекрасный авторский стиль. Маулана Маудуди не только великий мыслитель, но также и писатель, чье перо имеет мощную силу воздействия. Это писатель, обладающий своим собственным, неповторимым стилем изложения. Если переводчику удалось передать тонкости рассуждений и доводов автора, не говоря уже о форме и стиле изложения, то он заслуживает самого большого вознаграждения.

Следуя за рассуждениями автора, читатель не должен упускать из виду тот факт, что лекция была прочитана в феврале 1944 года, когда мир был охвачен Второй мировой войной, и цена человеческой крови была ниже цены обыкновенной воды. Поводом для обращения автора послужило международное положение 1944 года, черты которого просматриваются между строк его произведения. В обращении несколько завуалированно указывается на преобладавшие тогда условия и чудовищное положение, обусловленное угрозой со стороны фашизма и нацизма, так что читатель лучше поймет их, если будет постоянно помнить об этом. Однако, центральная проблема остается неизменной. Нравственный кризис давит на человека, наступает на него, этот кризис ищет теперь новые направления и средства своего выражения. Общественно-политическая ситуация остается скрытой от обычного глаза, только очевидные ее проявления обретают новые формы.

Все тонкие наблюдатели сильно чувствуют и глубоко осознают этот факт, что Западное общество находится в состоянии кризиса. Институт семьи разрушен. Молодое поколение разлагается под воздействием разногласий и разочарований. На горизонте ясно видны признаки возмущения и мятежа. Система образования оказалась бессильной вселить дух верности общественным идеалам. Уважение к учителям и родителям значительно упало. Разрушена нравственность интимных отношений. Честность стала бессмысленной там, где за нее не платят деньги. Результатом того, что быдо достигнуто по прошествии более, чем трех веков поклонения Богатству и Целесообразности, явилось следующее: бессмысленность философии, незащищенность в обществе, эксплуатация в сфере экономики, безнравственность в общественной жизни, разочарование в литературе, хаос в поэзии, отсутсвие созидательности и таланта в искусстве, короче говоря, преклонение человека перед техническим прогрессом сопровождалось забвением человеческой личности. Именно крушение нравственной сферы жизни явилось причиной возникновения взрывоопасной ситуации в наши дни, как верно выразился Бертран Рассел /сам являющийся агностиком/ в следующих словах:

"Представление о человеке как сочетании бога и животного едва будет справедливым по отношению к животным... Ни один зверь и ни одно чудовище не смогли бы совершить тех преступлений, которые совершили Гитлер и Сталин. Кажется, не существует предела тем ужасам, которые может принести интеллект, соединенный с маниакальностью сатаны. Когда мы представляем себе мучения миллионов людей, которым их намеренно подвергали Гитлер и Сталин, когда мы задумываемся над тем, что сами принадлежим к человеческому роду, представители которого быди подвергнуты ими такому позору, то понимаем, что чудовища, при всей их деградации, гораздо менее ужасны, чем некоторые представители человеческого рода, обладающие реальной властью в великих государствах современного мира. С давних пор картина Ада ярко представала в человеческом воображении, но только лишь став свидетелями использования "навыков, обретенных недавно" мы,- люди, смогли увидеть в реальном мире то, что ранее находилось лишь в пределах их воображения. Иногда, переживая моменты ужаса, я все более и более склонялся к сомнению: существуют ли основания желать того, чтобы создания, подобные человеку, продолжали свое существование? (2)

Питирим Сорокин описывает современное положение следующим образом: "Все важнейшие стороны жизни, организации и культуры Западного общества находятся в состоянии чрезвычайного кризиса... Его тело и ум больны, на этом теле невозможно найти ни места, которое не нарывает, ни нормально функционирующий нерв. Мы, по-видимому, находимся между двумя эпохами: умирающей культурой, которая представляет собой, по своей сути, культуру чувств нашего великолепного вчера и приходящую культуру мыслей, понятий, идей созидательного завтра. Мы живем, думаем и действуем на пороге завершения блестящего шестисотлетнего дня культуры чувств. Косые лучи солнца все еще освещают славу уходящей эпохи. Но свет тускнеет и тускнеет, и на фоне углубляющихся теней становится все труднее и труднее различать и ориентироваться в беспорядочном хаосе сумерек. Перед нами начинает мерцать ночь переходного периода с ее кошмарами, пугающими тенями, вселяющимися в сердце ужасами. За ней, однако, уже близится рассвет новой великой культуры мыслей, понятий, идей, чтобы приветствовать людей будущего". (3)

Таких криков души множество. Льюис Мамфорд говорит о "невидимом ухудшении в нашей цивилизации" "эррозии ценностей, измельчении человеческих целей, отрицании какой-либо разницы между хорошим и плохим, правильным и неправильным, возврате к дочеловеческим уровням поведения" (4). Философ подчеркивает: "Цепь событий недавних десятилетий ясно показывает: в чем-то человеческая деятельность была глубоко ошибочна. Человек обрел новый, большой научно-технический потенциал, но очень часто использовал его в разрушительных целях.

Человек быстро расширил масштабы и качество своих знаний, но он лишь совсем немного продвинулся /если вообще продвинулся/ к счастью и благосостоянию. Он создал многочисленные системы и организации, чтобы обеспечить большую безопасность и удобства, но при всем этом он страдает от незащищенности ума и эмоций, если речь идет о смысле жизни, о мире, в котором он живет, и жизни, которой бы он хотел жить в окружении знакомых и друзей" (5). Биолог говорит: "Человечество сейчас переживает один из величайших кризисов за свою долгую историю".

Социолог, указав на то, что везде возникают конфликты на идеологической основе, продолжает далее: "Наш мир парадоксален. Достижения, прославляющие его, угрожают ему уничтожением. Кажется, что чем более цивилизованными мы становимся, тем более теряем способность сохранять цивилизацию". Даже Эйнштейн, отец атомной физики, пишет в своей эпитафии о цивилизации: "В Европе к востоку от Рейна; не существует более свободного проявления ума, население терроризируется посредством постоянно, систематической лжи.

Не останется вообще ничего, за исключением нескольких жалких страниц в книгах по истории, дающих будущему поколению краткие картины глупостей и безрассудств, совершенных их предками". (6)

Таковы пророчества мыслителей. Это именно то, что чувствуют философы, историк, социолог, биолог, физик, когда каждый из них задумывается над конечными результатами человеческой деятельности после столь тяжелого труда и многочисленных жертв. Это - глубина чувства, которая усиливает агонию и придает остроту выражениям.

Маулана Маудуди чувствует ситуацию очень глубоко, она чрезвычайно огорчает его. Он искренне говорит об этом. Он говорит о вещах так, как сам чувствует, понимает.

В подобной лекции, предложенной студентам колледжа, обзор современных нравственных и философских воззрений может быть представлен только очень поверхностно. Он не отягощен многочисленными ссылками, в которых не было необходимости. Однако, редактор внес несколько замечаний для того, чтобы придать возможность познакомиться с рядом ссылок и предложений тем, кто желает более подробно ознакомиться с литературой по какому-либо конкретному аспекту лекции.

"Нравственная система Ислама" - это речь, переданная по радио Пакистана из Лахора 6 января 1948 г. Заключительное, призванное сделать определенные выводы заявление, может быть лучше оценено, если рассматривать его в контексте политики вновь возникшего государства Пакистан, цель которого - внедрение идеологии Ислама в общественно-политическую жизнь общества и свидетельства ее истинности всему миру.

Переводчик многим обязан доктору Мухаммаду Умару Чапра, который ознакомился с рукописью "Этические воззрения Ислама", а также другу Мухаммаду Зубайру за просмотр "Нравственной системы Ислама". Ему очень помогли комментарии и предложения этих людей, но ответственность за возможные ошибки и недостатки он берет исключительно на себя.

Этот сборник был подготовлен Академией Исламских исследований, которая взяла на себя задачу перевода работ Мауланы Маудуди и других Исламских ученых.

Хуршид Ахмад
Карачи:
1 июля 1966 года


В нормальных условиях, когда спокойствие жизни ничем не нарушается, каждый человек испытывает чувства душевного мира и удовлетворения, но сквозь прозрачную и блестящую поверхность жизненного потока нельзя увидеть примесей, осевших на дне. Они остаются скрытыми. Обманутые внешним спокойствием поверхности, люди редко чувствуют необходимость "прозондировать" то, что находится под ней, чтобы почувствовать существующее внутри течение. Но когда поток разливается, укрытые на дне примеси поднимаются на поверхность и становятся видимыми. Именно тогда каждый зрячий может очень ясно увидеть, что течение жизни несет повергающее в изумление количество грязи и отбросов. Именно в данный момент наиболее вероятно, что люди осознают необходимость более глубокого проникновения в реалии жизни, поиска причин загнивания, которое было скрыто от людских глаз, а также необходимость поиска и разработки путей и средств для того, чтобы содержать жизненный поток в чистоте. Однако, если же люди не откликнутся на эту необходимость даже в такие критические моменты, это может усугубить нравственную бесчувственность, которая делает человеческие существа полностью безразличными к восприятию самой идеи общественного и нравственного благосостояния.

Спасибо Аллаху за то, что человек не опустился до такого уровня, и это дает реальную надежду на будущее.

I. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Мы живем в беспокойное время, которое отмечено нуждой и духовным кризисом общества. Это время демонстрирует нам из ряда вон выходящие зрелища. Жизнь полна потрясений. Народы мира находятся в состоянии конфликта и каждый готов напасть на другого, руководствуясь только лишь своими национальными интересами. Напряжение достигло таких размеров, что и на верхних этажах власти /в правительственных структурах отдельных стран/ в результате этого отношения между отдельными людьми стали натянутыми и отчужденными. Одни нации настроены против других. Некоторые общественные группы находятся в состоянии крайней непримиримости.

Характерной чертой человеческой примиримости и человеческих отношений вообще стали враждебность и злоба. Все большее распространение получает соперничество на личном и общественном уровне. Жизнь - сумбурна и суматошна. Это привело к тому, что внутренние нравственные пороки, теперь проявляются полностью. Мы ясно видим нравственное опустошение, ускользавшее доселе от взора обычных людей. Только человек, лишенный мысли, может питать иллюзию, что с больным человечеством не происходит ничегодурного, что в Датском королевстве царит порядок. Только те, у кого нравственное чувство умерло, могут не задумываться над диагнозом и лечением кризиса, угрожающего самому нашему существованию. Современная ситуация тревожит и опасность слишком велика, чеобы пренебрегать ею.

Хотя в некоторых важных вопросах мир все же преуспел, сегодня мы являемся свидетелями грустного спектакля, в котором принимают участие великие народы, погрязшие в нравственных пороках, всегда безоговорочно осуждаемых человеческим сознанием. Несправедливость и безжалостность, жестокость и дикость, лживость и мошенничество, предательство и лицемерие, исчезновение доверия, самовозвеличение, эксплуатация и другие преступления, совершаются уже не только отдельными людьми. Они стали составным элементом государственной политики ряда стран. Великие державы мира совершают по отношению к своим соперникам действия, которые, будучи совершены даже их собственными гражданами, повлекли бы для последних самые суровые наказания.

Не следует далеко ходить за примерами, во имя "дипломатии и стратегии" эти страны избирают и ставят ярых преступников во главе государственных дел. Нет такого злодейства, даже самого отвратительного, которое не было бы совершено этими странами под руководством этих преступников. Фабрикация и распространение лжи приобрело крупные масштабы. Даже воздух, которым мы дышим, отравлен несущими ложь волнами радиопередатчиков. Двойной стандарт в общении и действиях является естественным правилом современной жизни. Многие страны ведут себя как грабители и бандиты - чем же еще может быть империализм или колониализм, будь он красным, белым или желтым!

Но еще более отвратительно торжество лицемерия.

Великие державы пытаются играть роль ангелов, возвышая себя и развенчивая своих противников, но факт остается фактом - одинаково черны и чайник, и котелок. Справедливость для них означает справедливость только по отношению к своим согражданам, какие бы то ни были права - только для своих сограждан. Этические нормы этих стран не только узаконивают возможность лишения других народов своих прав, справедливо положенных им, но и в некоторых случаях даже одобряют действия, лишающие прав другие народы, как заслуженные. Мировые державы имеют один стандарт, чтобы брать себе что-либо, и другой, чтобы отдавать это. Критерий, который страна устанавливает для себя, растворяется в воздухе, как только дело касается бдага другого народа. Каждая страна нарушает именно нравственные нормы, соблюдение которых она требует от других. Можно привести примеры, когда правители великих держав, торжественно ставя свои подписи на международных соглашениях, одновременно вынашивали решение отступиться от своих обещаний, чтобы при первой же возможности удовлетворить национальные интересы своих стран. И когда все это достигает огромных масштабов, лишь немногие осмеливаются поднять свой голос в защиту истины и разбудить совесть человечества, пребывающую в состоянии оцепенения. Совершая чудовищные преступления, эти деятели читают наставления о нравственности другим народам, забывая при этом своих граждан и самих себя. Создается впечатление, что совесть человечества умерщвлена. В действительности же, обвинительный акт, предъявляемый современному миру, нстолько суров и мрачен, и статьи обвинения вызывают такое отвращение, что первая реакция каждого нормального человека, естественно будет такой: этого не должно быть!

Но увы! Это было и только тот, кто не знает об ужасных фактах жизни, и кто слишком влюблен во внешнее очарование Запада, может пренебречь ими или же отказаться признать их. К сожалению, действия, совершенные великими странами на этот счет - не чисты.

Империалистические державы в своих колониях, стыдливо маскируясь, прибегли к обоим видам преследований и гонений - как к физическому, так и нравственному. Германия и Япония совершали эти преступления на завоеванных ими территориях.

Ни с чем не сравнимы по своей отвратительности и чудовищности преступления сталинской России и, в частности, коммунистический гнет в Мусульманских странах Азии. И того, что было сделано во Вьетнаме ведущей страной демократического мира достаточно, чтобы устыдить любого совестливого человека /Кстати, Бертран Рассел потребовал, чтобы президент США быд привлечен к суду за свои преступления против человечества./ Автор намеренно не подкрепляет текст примерами, а ограничивается общими рассуждениями, которые все же основаны на действительных фактах поведения, так называемого цивилизованного мира. Можно доказать истинность каждого утверждения, используя ряд ужсающих данных, статистику, от которой волосы становятся дыбом, заявлений и признаний, которые мучительно читать.

Это шокирующая и отвратительная ситуация, и мне чрезвычайно больно обрисовывать ее подробности. Те нравственные пороки, о которых я упоминал выше, достаточно глубоко раскрывают наше падение в пропасть моральной деградации. Все человечество страдает от гноящихся ран нравственной развращенности. Вирус ее распространился по всему телу общества, уго яд в различной степени поразил правительства и парламенты, суды и органы юстиции, радио и прессу, университеты и учебные заведения, банки и коммерческие структуры. Величайшей трагедией является то, что даже знания, обучение и наука, являющиеся ценнейшим достоянием человечества и его общим наследием, были также поражены и хладнокровно используются для уничтожения самого человечества (7). Ресурсы, ниспосланные человечеству Провидением, растрачиваются во взаимных ссорах и вражде, и такие благородные качества, как смелость, самопожертвование, благородство, терпение и решительность, отданы на службу пороку.

"Так много зла было совершено с использованием знаний, что наше воображение не может подняться до мысли о том, что науку можно использовать для совершения добрых дел".

Очевидным стало то, что общественное зло возникает и распространяется в огромных масштабах только тогда, когда нравственное падение людей чрезвычайно велико, когда общество пренебрегает нравственными ценностями, когда разрушаются нормы поведения и дисциплины. Вы не можете допустить мысли о существовании общества, большинство членов которого являются здоровыми в нравственном отношении людьми, но которые в массе своей, в совместной деятельности, проявляют признаки нравственной деградации. Невозможно представить себе, что сообщество добродетельных и порядочных людей доверит руководить собой группе авантюристов и молча будет наблюдать, как его общественные, государственные, так и международные дела будут реализовываться с вопиющим нарушением нравственных принципов. Поэтому, если проводя в жизнь свою политику, создавая учреждения власти, образования и т.п., народы мира демонстрируют в основном "изнаночную" сторону человеческой природы, это приводит нас к мысли о том, что все человечество, несмотря на свой прогресс в интеллектуальном и материальном плане, переживает период глубочайшего нравственного упадка, охватившегоподавляющее большинство людей. Лучше откровенно признать наличие подобной ситуации, чем подобно страусу, прятать головы в обманчивом шуме отполированных фраз, слов и бессмысленной пошлости.

Никакой приукрашенный лепет или же действия, подобные зашториванию окон, не способны скрыть гниль. Более того, это причинит вред. При сохранении такого положения дел, в скором будущем человечество столкнется с коллосальным бедствием и затем надолго погрузится в эпоху всепроникающей тьмы. (8)

Когда Отелло приготовился убить Дездемону, он сказал: "Но мне все еще жаль Яго. О, Яго жаль".

Я сомневаюсь, обладал ли Маленков и его окружение чувством сострадания, достаточным для того, чтобы воскликнуть подобным же образом, когда они готовились уничтожить человечество, пытался ли кто-нибудь из них осознать суть того, что они готовят. Я полагаю, что никогда и ни одной секунвы не думали они о человеке в единственном числе, обладающем возможностями, которые могут быть реализованы или же уничтожены. Никогда их умы не поднимались выше ежедневных раздумий о кратковременной целесообразности, не выходившей за пределы узких рамок личной власти... На карту поставлено будущее человека". /Бертран Рассел, там же, стр.238/.

Теперь же, если мы не желаем вслепню бороться со злобой дня, нам следует определить источник, откуда, подобно наводнению, проистекает настоящее зло. И, поскольку, существующий кризис - кризис нравственный, истоки его, очевидно, можно прослевить в современных системах нравственных ценностей, которым следуют народы мира. Жизненная позиция и поведение берут свое начало в этических верованиях и нравственных устоях человечества. Проведя окончательный анализ, именно там можно обнаружить основные факторы и движущие силы, являющиеся причинами этой болезни.

Следовательно, возникает вопрос: каковы современные нравственные системы, которые определяют способ жизни человека в обществе? Подробно рассматривая этот вопрос, мы обнаруживаем, что в широком понимании все эти системы можно отнести к двум категориям:

1. Системы, в основе которых лежит вера в Бога и в жизнь после смерти /загробную жизнь/;

2. Системы, в основе своей лишенные какой-либо идеи о Боге и произрастающие из светских источников, т.е. имеющие светский характер.

Теперь рассмотрим оба эти глобальные подходы к нравственности, найдем способы их выражения и, соответсвенно, результаты их воздействия.

II. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОСТИ

а/ Особенности религиозной нравственности:

Эти концепции, в основе которых лежит вера в Бога и загробную жизнь, определены происхождением человеческих идей о Боге и загробной жизни.

Мы рассмотрим эту проблему в такой последовательности:

1. Языческая мораль.

На большинстве верующих лежит вина, заключающаяся в сравнении других божеств с Единственным Истинным Богом, который является Создателем Вселенной и человека. В своей повседневной жизни одни наделили других, отличных от Бога существ, определенной властью, хотя эта власть принадлежит одному лишь Богу. Они нарисовали желаемую картину образов этих божков, наделили их некоторыми из "божественных" сил. Они совершают грехи, надеясь, что эти божки обеспечат им прощение. Подобно животным, с которых сняли узду, эти люди пасутся, наслаждаясь на лугах жизни, оглашая их ревом, безразличные к правам остальных и пренебрегающие собственными обязанностями, не делая никакого различия между законным и незаконным. Они полагают, что в обмен на небольшие воздаяния молитв эти божки обеспечат им спасение.

Даже если они выйдут для того, чтобы совершить кражу, эти божки сделают так, что полицейские в это время уснут! Создается впечатление, будто бы эти люди совершили сделку со своими богами о том, что они создадут приятную и любимую ими веру в божков и будут иногда возздавать им молитвы, чтобы умилостивить их, в обмен на это божки обязались присматривать за их делами в этом мире, а в потустороннем мире - ходатайствовать перед Богом от их имени, заверяя, что эти люди находились под их защитой, и поэтому в любом случае, их не следует трогать и подвергать страданиям. В определенных случаях может даже и не возникать необходимость ходатайствовать, потому что кто-то заранее искупил их грехи. (9)

Эти языческие верования до нелепости свели доктрину загробной жизни, в результате чего в пыль превратилась вся система нравственности, возведенная религией. Воздавая дань уважения тем многочисленным религиозным учениям, религиозной морали, сохранившимся в литературе, отметим, что верования, о которых упоминается выше, обеспечили бесчисленные пути избежания, уклонения от необходимости выполнения нравственных обязанностей, и какой бы путь из них, они таким образом, не выбирали, они всегда уверены, что обязательно достигнут цели спасения.

Оставив в стороне подобные извращенные верования, мы убеждаемся, что даже там, где доктрина веры в Бога и загробную жизнь сохранилась в первоначальном чистом виде, ее требования и запросы ограничивались узким кругом личной жизни человека, и из нее /из-под ее юрисдикции/ было исключено все разнообразие общественной и культурной жизни. Лишь несколько актов, церемоний, ритуалов, определенное количество ограничений и запретов - это все, что Бог, по-видимому, требует от Своих верующих, и в обмен на выполнение этих обязательств Он подготовил для них спокойное существование в Раю. Если они выполнят эти требования по отношению к Богу, они вольны совершать другие дела в этом мире, так как они того желают. Если же им не удается выполнить даже этих "легких" религиозных обязанностей, они все же могут надеяться на Божественное прощение, которое отворит для них ворота Рая, и, несмотря на тяжелый груз их грехов, Бог обеспечит им ничем не ограниченный вход в него. Эта узкая и искаженная религиозная концепция очень сильно ограничила пространство религиозных традиций, в результате чего большая часть важных сфер человеческой жизни была лишена управления и контроля со стороны религии. Более того, даже в самой узкой области религиозной жизни появилась возможность избежать нравственной дисциплины, и некоторые люди используют ее без колебания.

2. Мораль аскетизма

Существует другой тип верующих, свободных от упомянутых выше извращенных верований, искренне верящих в Бога, не питающих лживых иллюзий насчет загробной жизни. Их отличает несомненная нравственная чистота, благородный характер, но, вообще говоря, их узкая религиозная концепция и концепция духовной жизни не принесли им желаемого результата. Они принимают позицию безразличного отношения к практическим проблемам жизни, сводя свою деяткльность к выполнению особых действий, которыми они поглощены, очищая свои души, чтобы таким образом обрести способность слышать голоса из Невидимого и улавливать взгляды Божественного существа в этом материальном мире. Они считают, что путь к спасению пролегает не через жизненные невзгоды и падения, а проходит окрестными путями, так что они могут только лишь притронуться к ней и убежать, не вступая полностью с ней в контакт. Они думают, что единственный путь приближения к Богу заключается в соблюдении некоторых внешних аспектов жизни, именно так, как это регламентировано религией: очищение души посредством использования нескольких полезных методов, проведение жизни в медитации и созерцании, религиозных упражнениях и так называемой духовной деятельности, считая, что Богу угодно, чтобы они развивали свой сверхчувствительный потенциал и превращались в нечто, напоминающее сверхчеловека; веря в то, что будто бы Он ниспослал на эту землю человеческие существа, уже обладавшие всеми нравственными и физическими качествами, необходимыми для жизни на ней; а не таких, которые сделаны из плоти и кожи и вдохновлены нравственнымы и общественными идеями, но подобно джиннам или ангелам, отвергающие мирские удовольствия, ведущие аскетическую жизнь. Такое качество - полное нарущение всей схемы природы и явный мятеж против Воли Божьей, которая внутренне присутствует в Его Создании.

Величайший вред, причиненный человечеству этой неверной религиозной концепцией, заключается в том, что она отодвинула от практической жизни некоторых людей из числа тех, которых Бог наделил высокими нравственными качествами, предоставив, таким образом, сферу мирских дел в основном для личностей, имеющих низкий нравственный уровень.

Такова, если говорить вкратце, ситуация в религиозном мире. Большая часть человечества лишена нравственной силы, исходящей от веры в Бога и загробную жизнь. Напротив же, меньшинство, обладающее подобной силой, добровольно отошло от руководства человечеством, и представляет собой зрелище, подобное батарее, вышедшей из строя, вследствие неправильного использования.

3. Нравственность без религии

Этические нормы, которых придерживается большая часть человечества, обладающая властью и удерживающая в своих руках бразды правления народами, лишены какой-либо концепции Бога и загробной жизни. Это не случайно, потому что из этических ценностей чеуовечествая этими людь и намеренно была изъята идея Бога и загробной жизни. Разумеется, они открыто отказались принимать Божье руководство в этических делах. Хотя большая часть из них признает существование одной или же другой религии, они свели свою религиозную веру до выполнения нескольких правил в личной жизни, сделав из них нечто подобное частной вере в Бога, которую каждому человеку следует тщательно сохранять для себя одного. Они считают, что религию не должна беспокоить общая жизнь человечества. Отсюда следует, что они не нуждаются ни в каком сверхъестественном руководстве делами человечества. Это воззрение оказывает свое влияние на жизнь и мысли многих людей и общественных движений, которые возникли в течение девятнадцатого века, задавшись целью построить жизнь на основах нравственности, но без религии.

Доктор Флекс Адлер из Колумбийского университета был одним из пионеров такого движения. Зародилось оно в Америке, в 1876 году. Основополагающее кредо этого этического движения было выражено в следующих словах декларации, в которой указаны цели Американского Этического Союза - Федерации шести этических обществ Америки:

"Утвердить высшую ценность этического фактора во всех отношениях: будь то личные, общественные, национальные, международные, независимо от каких-либо теологических или метафизических рассуждений".

Движение распространилось также и на Англию, где был образован Союз этических обществ. Позже, в 1928 году общество преобразовалось в этический союз. Его главная цель была обозначена следующим образом:

"Содействовать всеми законными средствами изучению этических принципов: защищать религию человеческого братства и взаимопомощи, основанную на том принципе, что высшей целью религии является любовь и добродетель, и что нравственные идеи и нравственная жизнь не зависят от верований в отношении конечной природы вещей и загробной жизни; и используя чисто человеческие и материальные средства, помочь человеку полюбить, познать, правильно поступать во всех жизненных ситуациях".

Эти слова полностью демонстрируют воззрения приверженцев "светскости", а также ясно отражают умозаключения людей, обладающих властью, в чьих руках находятся судьбы современного мира. Бодьшинство из них практически лмшило свою этику Бога и загробной жизни и освободилось от всех обязательств следовать религиозным повелениям в сфере общественной нравственности.

Далее мы сделаем попытку дать краткий обзор философских направлений в этике и тех норм, которые развивались ведущими западными философами после освобождения их мысли из "тисков" религии.

III. КРАТКИЙ ОБЗОР (БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД) СВЕТСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕЧЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОСТИ

а) Высшее добро - как конечная цель человеческого поведения.

Первым из основополагающих вопросов этической философии является следующий: Что есть высшее добро, достижение которого должно стать целью жизни человека, целью всей его деятельности, "сумум бокум", на достижение которого должно быть направлено человеческое поведение, и с позиций которого можно судить, что такое добро и зло, хорошее и плохое, добродетель и порок?

Человек не способен прийти к единому стандарту этических норм. Для одних эта норма означает счастье (10), а для других - совершенство (11), для третьих - долг ради долга (12).

Если за высшее добро мы примем "счастье", то возникает ряд вопросов. Какой тип счастья является целью поисков? Счастье, которое следует за удовлетворением телесных и чувственных желаний, или же счастье, которое человек ощущает тогда, когда он занят украшением самого себя, с точки зрения искусства, эстетики и спиритуализма? Чье счастье является целью поисков: счастье отдельного человека или же общества, членом которого он является, или счастье всего человечества, или же просто счастье для других?

Подобным образом дело обстоит и с понятием "совершенства". Например, какова концепция и норма "совершенства"? "Чье совершенство" является целью поиска: совершенство класса или группы людей, к которой принадлежит тот или иной человек, или же таковое отдельного человека, общества, народа, а может быть и всего человечества?

Подобным образом и приверженцы точки зрения, что долг ради долга представляет собой нравственную норму, не могут избежать определенных вопросов: Каков этот императив в действительности? Кто заложил его? В чем состоит рациональная основа подчинения ему?

На каждый из этих вопросов различные школы философов дают разные ответы, и ответы различны до такой степени, что противоречат друг другу как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Держащие в своих руках бразды правления современного мира - лидеры государств или начальники, генералы, стоящие во главе армий, судьи в судах и органах юстиции, законодатели, учителя, обучающие новые поколения, магнаты бизнеса, контролирующие ход экономического развития и пр. - не придерживаются единого стандарта ценностей. Каждый же отдельный человек или группа людей имеет свой собственный, отличный от других образец и, хотя каждый живет и работает в рамках одной культуры, при этом каждый поклоняется своему, отличному от других идеалу. Не существует единого и принятого Всевышнего. Для некоторых - это личное счастье, и именно им определяется их поведение в обществе /Эгоистический Эйдемонизм и его грубая примитивная форма - простой Гедонизм/. Несмотря на это, мы обманываемся их внешней культурой и питаем иллюзии, что эти люди могут подойти для того, чтобы занять посты руководителей, судей, министров, учителей и пр.

Рядом с такими людьми стоят и другие, для которых цель - счастье и благосостояние отдельных групп, с которыми их связывают узы привязанности или интереса /Утилитаризм/. В этом для них заключается высшее добро, и борьба за него представляется им настоящей добродетелью. Эта точка зрения таит в себе опасность для остального человечества. И все же, их внешнее достоинство заставляет нас считать их благородными людьми. С подобной ситуацией мы сталкиваемся, когда рассматриваем те категории людей, которые считают конечным добром "совершенство" или верят "в долг ради долга". Их величавый вид едва ли отражает их нравственные ценности, и, наоборот, введет вас в заблуждение. Несмотря на громкие заявления о нравственности, результатом использования этих противоречивых и двойных норм лидерами современного мира, явилось опустошение человеческой жизни. И корень этого зла лежит в путанице нравственных ценностей и концепций, в отсутствии общепринятых норм и стандартов, согласующихся с реальностями человеческого существования.

б) Понятие добра и зла

Следующая важная проблема философии нравственности является поиск средств распознавания добра и зла (13). Каковы же реальные средства обретения знаний о добром и злом, правильном и неправильном? Как обнаружить добродетель и порок? Каков источник этого знания? Человечество не достигло единства мнений, отвечая на этот вопрос. Каждый имеет свою точку зрения. Одни утверждают, что человеческий опыт является единственным надежным источником нашего знания добра и зла, и составными элементами этого источника являются знания законов жизни и условий существования, другие доказывают, что это интуиция (14), остальные же заявляют, что это - разум (15).

Мы опять столкнулись с запутанной ситуацией. Если мы считаем, что вышеупомянутые критерии - это источники наших знаний о нравственных ценностях, первым принципом этики становится автоматически принцип, согласно которому не может быть абсолютного стандарта нравственности и этика будет следовать по линии наименьшего сопротивления, подобно бесформенной жидкости и принимая все формы сосуда, внутри которого она содержится.

Для достижения истинных знаний посредством одного лишь человеческого опыта, чрезвычайно важно наличие собранных воедино полных данных и полной информации, и тогда некий всемогущий и уравновешенный ум сможет извлечь оттуда некоторые выводы и умозаключения. Но ни одна из указанных предпосылок не может быть выполнена. Прежде всего, потому что человеческий опыт еще не совершенен.

Данные неадекватны: знание, полученное из опыта, несовершенно, и хотя поток его непрерывен, мы не можем быть уверены в отношении истинности человеческого опыта, что и явилось бы достаточным условием для полного понятия реальности.

Во-вторых, что бы ни было накоплено в этом хранилище человеческого опыта до сих пор, в его различных областях работали и работают специалисты и эксперты, делающие выводы и умозаключения в своих узких и ограниченных сферах соответственно своим взглядам и качествам ума, не говоря уже об их предрассудках и предвзятостях. Неизбежно возникает вопрос; возможно ли считать такие выводы, основанные на несовершенном видении и частичном познании, правильными? Если нет, можем ли тогда не оглядываясь осмотрительно и справедливо считать этот источник достаточным для получения надежных знаний о добре и зле? (16)

Это положение истинно и по отношению к законам жизни и условиям человеческого существования. Нам следует ожидать того времени, когда наше знание этих законов будет настолько совершенным, что позволит нам создать настоящий кодекс добра и зла. Или же учитывая несовершенство и незавершенность наших знаний, пусть различные люди пытаются создать свои собственные кодексы добра и зла в соответствии со своими ограниченными возможностями, предубеждениями и интеллектуальными уровнями. Но это, возможно, вызовет необходимость почти ежедневно вносить поправки в их этические нормы. Открытие каждой новой области знания неизбежно повлечет изменение представлений о ценностях: то, что сегодня считается добром, завтра превратится в зло и наоборот. Таким образом, мы можем оказаться в водовороте чистейшего нравственного релятивизма и чрезвычайной путаницы.

Опора на разум и интуицию несет в себе подобные трудности. Нет сомнений, человеческий разум до определенных пределов способен отличить добро от зла, и этим качеством, до определенной степени, наделен каждый человек. Поэтому знание о добре и зле в некоторой степени является интуитивным, поскольку человеческая совесть инстинктивно реагирует на присутствие зла. Но ничего из этого не является достаточным, чтобы, взятое само по себе, оно могло бы стать авторитетным и надежным источником нашего знания о нравственных ценностях. Разумеется, что бы критически ни принималось как самодостаточное, оно приведет нас к неудаче во время нашего исследования. Это может дать нам знания, но не мудрость. Наша информация останется несовершенной, двусмысленной, ограниченной отдельными областями знаний, искаженной, несбалансированной, даже противоречивой. Количество различных толкований будет ошеломляющим. Общепринятый и единый стандарт будет продолжать ускользать от нас.

Хаос, о котором я упоминал и на который ссылался, не сводится только лишь к ученым трактатам и лекциям по философии,- он полностью отражается в практической жизни, в цивилизациях и мировых культурах.

Люди, принимающие активное участие в построении человеческой цивилизации как лидеры или преемники, обращаются к этим разнообразным источникам, чтобы получить ответ на вопросы: что есть добро, а что есть зло; что правильно, а что - нет. В результсте это доброе для одного человека или группы людей приходит в противоречие с добром другого человека или групп людей. Этот хаос лишает человеческую нравственность прочной основы. Поступки, которые всегда считались достойными нравственного порицания и те, которые в течение веков рассматривались как преступления и грехи, сейчас стали относиться к категории абсолютных или относительных добродетелей. Так, по крайней мере, считают некоторые люди. Подобным образом, то, что когда-то рассматривалось человечеством как действия, заслуживающие награды, сегодня высмеиваются как полнейшая глупость. Некоторые объединения людей выступают против этого, и не только без какого-либо чувства вины или позора, но скорее с хвастовством. В минувшую эпоху, если кто-то лгал, то он все равно при этом верил, что нормой нравственности была правда, а не ложь. (17)

Кое-кто из современных идеологов превратил ложь в лобродетель и дал ей августейшее название "пропаганда". Создана целая наука распространения лжи по радио, большинство стран широко используют ее во священное имя дипломатии. То же можно сказать и о других видах зла, которые считались таковыми, но сейчас, благодаря новым философским направлениям, возведены в разряд добродетелей в абсолютном и в относительном смысле.

в) Утверждение нравственного закона

Третий из основополагающих вопросов этики заключается в следующем: кем утверждается нравственный закон? Отвечая на него, одни защитники теории счастья и совершенства утверждают, что добродетели, ведущие к счастью и совершенству - самопроизводны, а пороки, являющиеся причиной грусти или несовершенства, отвратительны человеческой природе и, следовательно, ни одна внешняя власть не нуждается в этическом законе. К полобному выводу приходит также и другая группа, но используя при этом другие доводы. Ее представители утверждают, что закон долга - "самогенерирующийся" закон "практического разума" и, следовательно, нет необходимости утверждать его извне, используя внешнее принуждение.

Третья группа придерживается точки зрения, что нравственный закон в действительности санкционируется политической властью, которая представляет государственным структурам все те полномочия и функции, которые первоначально принадлежали Всевышнему.

Четвертая школа приписывает такой статус обществу. До сих пор, все перечисленные ответы на поставленный вопрос не внесли в жизнь человечества ясности.

В первых двух индивидуальная свобода понимается настолько широко, что исключает всякую возможность ответственности и создает угрозу уничтожения коллективной и общественной жизни. В ответ на эти воззрения появляются новые общественные теории, которые то возносили государство до статуса абсолютной божественности и низводили человека до статуса жалкого раба или шестерни в безжизненном механизме организации общества, то представляют всему обществу право решать, что для человека в нравственном отношении хорошо, а что плохо. Однако, в реальной жизни ни государство, ни общество в целом не свободны от несовершенства и чувствительности к совершенной ошибке.

г) Мотив, лежащий в основе нравственного поведения

Мы сталкиваемся с подобной ситуацией, когда подходим к вопросу о мотиве, побуждающем человека подчиняться нравственному закону, даже если это противоречит его естественной природе или личным интересам. Представители одной из философских школ утверждают, что мотивом может быть желание удовольствия или страха боли; другие считают, что мотивирующей силой действует страстное желание к совершенству и естественное отвращение к несовершенству. Третья группа в основу всего ставит присущее человеку уважение к закону, а четвертая группа выражает надежду, что государство представляет собой институт, который призван вознаграждать за благочестивые действия и наказывать за действия, нарушающие нравтсвенный закон. Представители пятой школы акцентируют внимание на вознаграждении и наказании со стороны государства в виде уважения или отвержения.

Каждый из приведенных ответов на основополагающий вопрос о мотивах занимает достойное место в рамках той или иной современной этической системы. Но далее их краткий анализ показывает, что все эти мотивы могут равным образом служить побуждениями как нравственному пороку, так и к нравственному добру. В любом случае их совершенно невозможно использовать в качестве основы, фундамента высшей нравственности.

Приведенный выше краткий и поверхностный обзор современных нравственных течений делает очевидным тот факт, что нравственная путаница в современном мире достигла больших масштабов. Сделав себя независимыми от Аллаха, люди оказались неспособны обнаружить какую-либо другую основу, чтобы построив на ней свою нравственную жизнь, достичь какую-нибудь степень удовлетворения. Все основополагающие этические вопросы оказались для человечества неразрешимыми. Человек оказался неспособен найти то высшее добро, которое могло бы служить целью всей его деятельности и дать ему возможность разграничивать добро и зло, добродетель и порок, не нашел он и удовлетворяющего его источника, откуда мог бы он черпать свои знания о нравственных ценностях. Он даже не смог обеспечить себя тем разрешением, на основе которого мог бы быть претворен в жизнь некий благородный, подробный и всеобщий нравственный кодекс, он даже не прикоснулся пальцем к тому мотиву, который мог бы побудить людей следовать по пути истины и добродетели и не допускать лжи даже перед лицом несчастья. Восстав против Аллаха, человек яростно пытался решить эти вопросы без его руководства, и он думал, что решил их. Но результатом такого ухода от Господа стадо столкновение с кризисом, грозящим самому существованию цивилизации.

Таково положение, в котором сегодня оказался человек и все человечество. Действительно ли еще не наступило время, когда нам будет необходимо заняться поисками той истинной основы, на которой можно успешно построить счастливую нравственную жизнь? Такой поиск является не только научным изысканием, он вызван и практическими потребностями жизни, это - одна из острейших нужд нашего времени. Критический период времени, переживаемый нами, бесконечно усиливает ее важность. Учитывая вышеизложенные размышления, я представляю на ваше осмысление свои собственные предложения в решении этой проблемы, надеясь, что все, осознающие эту проблему, эту необходимость, глубоко задумаются над ними.

IV. ВОЗЗРЕНИЯ ИСЛАМА

После долгих размышлений и раздумий я пришел к выводу о существовании единственно правильной основы нравственности - той, которую представляет Ислам. В данном случае мы получаем ответ на все основополагающие вопросы этики; ответ, который свободен от слабостей и заблуждений, которыми страдают мнения, высказываемые как светскими, так и рядом религиозных философов.

Основная слабость всех этих этических систем - как светских, так и религиозных в том, что им не удается создать одновременно прочную и целостную в нравственном отношении человеческую личность и надежную, здоровую организацию общества. С точки зрения Ислама, это положение оказывается совершенно иным. В нем мы находим такое всестороннее руководство нравственной жизнью, которое может обеспечить наше продвижение вперед к самым вершинам всех сфер человеческой жизни и деятельности. Ислам предоставляет нам основополагающие нормы и ценности, на основе которых осуществляется руководство и управление всем многообразием человеческой жизни. Ислам предоставляет полный кодекс поведения человека и указывает ему дорогу к самому высшему нравственному совершенству, а также этические принципы, на которых может быть воздвигнуто здание истинно праведного общества. Этот кодекс, принятый в качестве основы индивидуального и коллективрого поведения, может уберечь жизнь человека от хаоса и анархии, охвативших его в наши дни.

Теперь давайте попытаемся дать оценку воззрениям Ислама.

а) Основные вопросы.

Первая серьезная ошибка, совершенная светскими философами в отношении этических и нравственных ценностей, заключается в неверной отправной точке их исследований. Нарушив помледовательность анализа проблемы нравственности, они тем самым запутались окончательно. Если же нарушается порядок, то результат один - возникает неразбериха. Вопрос о критерии правильного и неправильного в поведении человека, и что такое конечное добро, для сознания которого человек должен направить все свои усилия, реально встает гораздо позже. Первая проблема, требующая решения,- проблема о месте человека и его статусе во Вселенной. Эта проблема - одна из самых важных в ряду других проблем, потому что бессмысленно будет строить какую-либо этическую систему, не определив в первую очередь, каково реальное положение человека во Вселенной.

Вопрос о нормах человеческого поведения не решится до тех пор, пока не будут правильно определены жизненный статус и место человека. Например, если вам следует определить ваше поведение в отношении какой-либо вещи и принять решение, относительно меры и способа использования этой вещи для вашего блага, в первую очередь вы должны установить ваш законный статус в отношении упомянутой вещи.

Если она /вещь/ принадлежит другому человеку, и вы в отношении ее являетесь не более, чем лицом, которому ее доверили, то ваше поведение будет отличаться от поведения собственника данной вещи. И это не все. Решающую роль, при определении типа поведения, играет не только вопрос о статусе, но также и другой вопрос, относящийся к категории основополагающих; кто имеет право определять ваше поведение в отношение вещи; т.е. обладаете ли такими правами вы сами, или ими наделяется человек, представителем которого вы являетесь.

Ислам первый задался этим вопросом и дал ясный ответ на него: статус человека в этом мире - это статус абд /раб Аллаха/, который одновременно выступает как Халифат - уль - Аллах /представитель и наместник Аллаха на земле/ и представителем. Все, с чем он связан на земле, принадлежит Аллаху. Даже его собственное тело и возможности, которыми он наделен, в действительности ему не принадлежат (18), а являются только выражением доверия Господа.

Аллах назначил человека своим наместником, дав ему власть использовать вещи /на Земле/ для своего блага. И в этом заключается испытание и проверка человека.

Окончательные результаты этого испытания не будут объявлены в этом мире и только тогда, когда люди и народы, т.е. все человечество, окончит свой земной путь, и тогда с полной очевидностью проявятся результаты и последствия его деятельности. Именно тогда Аллах проверит совершенное каждым человеком и решить, кто должным образом выполнял свои обязанности, возложенные Им, а кто - нет. И эта проверка не сведется лишь к какой-либо одной вещи или стороне жизни, а охватит всю сферу личностного и общественного поведения. Это будет испытание способностей человека, его ума и тела, которыми он был наделен, а также всех видов доверенных ему полномочий и власти над предметами внешнего мира.

Из такого реального положения человека логически следует, что он не усть хозяин; а лишб Халифат Аллаха. Его власть и полномочия следует ограничить. Только лишь Аллах обладает высшей властью, человек является его наместником и единственный нравственный долг заключается в выполнении задачи, возложенной на него Повелителем. Он не полностью свободен в выборе своего поведения, нормы, определяющие, что правильно, а что - нет, должны исходить от Повелителя. У человека также нет абсолютного права определять манеру своего собственного поведения - она уже была заложена Господом. В своей деятельности человек обязан честно и безоговорочно стремиться к выполнению возложенной на него миссии. Кодекс поведения не формулируется человеком, он должен брать его от Аллаха и следовать ему. Создатель дает законы, человек обязан действовать в рамках, которые определены для него Повелителем. Если данная позиция определяется и осознается, природа взаимоотношений и связей между человеком и Аллазом, все проблемы этики, волновавшие умы философов с незапамятных времен, находят нужное решение. Эти решения ясные, точные и определенные. И в основу их положена действительность. Они всеобщи и вечны.

б) Основы нравственности

Если человек принимает позийию Ислама, из этого сразу же следует, что:

1. Успешное прохождение испытания, предписываемое Аллахом, и достижение Его удовольствия составляют высшее благо и конечную цель его жизни.

2. Критерий добра или зла, определяющий человеческое поведение, лежит в осмыслении этого, насколько оно помогает или препятствует человеку при достижении высшего блага.

3. Истинный источник человеческого знания о добре и зле заключается в предписании Божьем, ниспосланном Им через Своих Пророков, другие источники знаний могут рассматриваться лишь в качестве дополнительных, но ни один из последних не заслуживает того, чтобы его рассматривали как замену главного источника - Божьих предписаний.

4. Любовь и трепет перед Аллахом составляют основополагающие постулаты нравственности, движущей силой, побуждающей соблюдать нравственные каноны и не допускать безнравственность является любовь к Аллаху, стремление достичь Его удовольствия и страх Перед Его гневом, этим определяется достижение /или же недостижение/ блага, которое последует в загробной жизни.

Таким образом, не только основополагающие нравственные проблемы находят удовлетворительное решение, но вся система нравтвенных ценностей, основанная на данных положениях, должным образом включает в себя все лучшее, что было представлено философами и учеными по данной проблеме, заслуженно оценивая и отводя должное место в рамках системы нравственных ценностей. Недостаток этических систем, представленных философами, заключается не в том, что они полностью лишены истины и реальности, а в том, что они рассматривают некоторые аспекты истины в качестве абсолютной.

Эти ученые заблуждались, принимая часть как целое и т.п. оставляя множество пробелов, которые они пытались заполнить с помощью воображения и используя факты, истинность которых вызывает сомнение. Привнося, таким образом, в свои системы большую долю нереального, они искажали целостную картину и нарушали ее пропорции. Ислам же представляет истину в ее завершенном виде, а вмете с ней и все составляющие ее истины, которые в отдельности друг от друга несовершенны. Когда же они ассимилированы и синтезированы в совершенную единую систему, не остается ничего поверхностного, ничего недостающего.

Понятие счастья обрело свое место в Исламе, но это счастье, как физическое, так и умственное, как материальное, так и духовное, его можно отнести как к отдельному человеку, так и к группе людей, к нации, и разумеется, к человечеству в целом. Все эти различные категории счастья не рассматриваются Исламом как антагонистические, но как взаимосвязанные и гармоничные.

Понятие совершенства также нашло отражение в Исламе. Суть данного понятия заключается в успешном преодолении испытания, предписанного Аллахом на жизненном пути каждого человека, его может достичь отдельный человек, нация и, разумеется, все человечество. Следовательно, кодекс морального поведения человека заключается в движении к совершенству и в оказании в этом деле помощи другим.

Концепция долга, разработанная Кантом, заняла в Исламе свое почетное место и обретя в данном случае ту опору, которой она лишена в его собственной философской системе..

"Категорический императив", о котором писал Кант, но который он так и не мог объяснить, в действительности представляет собой закон Божий. Бог придал ему форму закона и ему следует подчиняться уже только потому, что это Его закон. Нравственная добродетель - ничто иное, как абсодютное и добровольное подчинение Божьему Закону.

в) Источник нравственных ценностей.

Что же касается источника знаний о добре и зле, Ислам не отвергает полностью все те источники, к которым обращаются философы, а лишь включают их как составную часть в рамки своей всеобъемлющея системы. Утверждение, что любой из этих источников или же их совокупность, но лишенные Божественного Руководства, могут выступать в качестве конечного и абсолютного источника знаний, отрицается Исламом.

Знание добра и зла, обеспечиваемое нам Божественным Руководством, представляет собой истинное знание: эмпирические же знания, источником которых является наблюдение за законами жизни и условиями существования, рациональные и интуитивные знания - все эти категории знаний лишь дополняют первое. То, что Божественное Руководство утверждает как добро, подтверждается всем опытом человечества. Законы жизни одинаково свидетельствуют, что жизнь есть благо, и разум человека, как и его интуиция, ведут его к такому же выводу.

Таким образом, именно Божественное Руководство, а не источники знаний, формируют критерии истины. Если же какое-либо умозаключение, проистекающее из исторического опыта человечества или законов его жизни, либо чье-то мнение, основанное на разуме или интуиции, противоречат Божественному Руководству, предпочтение в данном случае должно быть отдано Божественному Руководствур, но никак ни умозаключению или мнению. Главное достоинство обладания достоверными знаниями и надежным критерием таково: наше знание становится упорядоченным и мы превращаем хаос и анархию, порождаемые отсутствием единого кпитерия, а также избавляем каждого человека от свободы формировать собственное мнение и следовать ему.

г) Санкции и мотивы

Вопрос об утверждении нравственных императивов и соответствующей мотивирующей силе, стоящей за ними, решается на тех же основаниях. Ни одно из решений, предложенных философами, не отвергается полностью. Они корректируются, видоизменяются и занимают соответствующее место после того, как устраняются из тех областей, на которые они ошибочно распространялись. Эти решения, таким образом, "приспосабливаются в рамки более широкой системы, где им отводится должное место. Закон Аллаха, вследствие своего Божественного происхождения, является Всесильным. Санкция для него существует в мозгу Верующего, находящего счастье в поиске удовольствия Аллаха и стремящегося достичь того совершенного образа, который определяется близостью к Нему. Аналогично можно сказать, что наличие этой санкции внутренне присуще, Характерно для Верующих и для Государств, живущих в соответствии с Божественным Законом. Мотивом, который движет Верующего к подчинению нравственному закону, является его чувство долга, а также его любовь к истине и ненависть ко лжи. Он полностью осознает как одно, так и другое. И в этом суть веры. Мощными стимулами соблюдения нравственных законов выступают страх перед Божьим наказанием, надежда доставить Ему удовольствие, а также вознаграждение за это.

Таким образом, Ислам покончил с анархией в мысли и в поведении, возникающей из предположения, что над человеком не существует высшей власти, а также вследствие попытки построить законченную систему нравственных ценностей на этом нернальном предположении. Ислам разоблачает ошибочность такого подходаи с самого начала утверждает, что в основе нравственности может лежать только Воля Аллаха. Исходя из этого, Ислам красноречиво и ясно утверждает свою концепцию Аллаха, которая фактически составляет живой источник всего его нравственного мышления.

д) Концепция Бога в Исламе и ее влияние на нравственность.

Согласно концепции Бога в Исламе, Он является абсолютным Повелителем, Хозяином и Создателем человека и всей Вселенной, и никто не может быть подобен Ему в привилегиях и Божественных качествах. Никто не в состоянии оказать на Него ни малейшего влиянияи давать Ему советы, кроме случаев, когда речь идет о Его абсолютной Благосклонности, и излишне обращаться к Нему в роли просителя. Успех или неудача любого человека определяется собственным поведением. Ни один человек не должен отвечать за другого, ноша одного человека никак не может быть переложена на прлечи другого, ни один человек не может быть вознагражден за добрые поступки другого. У Аллаха нет фаворитов и пристрастий в том смысле, что Он может проявлять больше внимания какой-то отдельной личности, семье, классу, расе или нации.

Все люди равны перед Ним. Для всех существует один единственный нравственный кодекс, и только одно превосходство имеет для Него значение - нравственное превосходство. Он Милостив и любит милость; Он Благороден и любит благородство. Он прощает и любит прощение, Он справедлив и любит справедливость. Он совершенно свободен от всех видов несправедливости, ограниченности, жестокости, безнравственности, бездушия, фанатизма и пристрастия и поэтому любит всех тех, кто свободен от этих пороков. Все величие - это Его исключительное право и, следовательно, гнев по отношению к любому человеку, доставившему Ему неудовольствие; справедлив несмотря на всю значительность этого человека. Все божественные качества проявления принадлежат лишь Ему одному. Поэтому Он не любит тех, кто высокомерно ведет себя по отношению к другим, и будь то человек или группа людей. Он - единственный обладатель всего, что есть на небесах и на земле, и то, что /кажется/ якобы принадлежит кому-либо из нас, в действительности дано лишь Им.

Следовательно, дюбое создание, сщитающее себя независимым, являющееся до того самонадеянным, что позволяет учреждать для других основополагающий закон, или же претендует на право подчинять себе других людей, сразу же ставит себя в неловкое положение, поскольку, только лишь Аллах является Господином всего, и благо всех заключается в безоговорочном подчинении Ему. Он еще и Благодетель, удостаивающийся благодарности и любви за Свои Благодеяния. Он ниспосылает все дары, и Его право требовать, чтобы все они были использованы по Его Воле. Он справедлив, и это возлагает на Его создания обязанность надеяться на вознаграждение и трепетать перед наказанием. Он Всемогущ и знает также о намерениях, скрытых в сердцах людей, и поэтому никто не может обмануть Его, демонстрируя внешнюю добродетель или же притворное благочестие.

Он Всеохватывающ, и поэтому никто не может питать иллюзии, что, совершив преступление избегнет наказания.

е/ Совершенная этическая система. Задумайтесь глубоко над представленной концепцией Бога. На ее основе естественно формируется совершенная этическая система, эта система лишена недостатков, характерных для языческой и светской этики. Здесь нет запасного выхода, через который можно уйти от моральной ответственности, нет здесь места и для философий, воспевающих жестокость, сторонники которых делят человечество на враждебные группы на классовой основе (19), на основе интересов страны или интересов, облеченных властью людей, воплощая в себе добродетель и благородство по отношению к одним, и дьявольщину по отношению к другим. Вы, естественно, не обнаружите в данной концепции Бога никакой основы для двуличной морали, под влиянием которой невозможно обрести силу характера. Рядом с этими недостатками данная концепция Бога имеет позитивное качество создав самый возвышенный и самый целостный идеал нравственного совершенства она обеспечивает самыми благородными и самыми эффективными стимулами нравственную деятельность человека.

Кроме указанных выше достоинств, идея о том, что испытание, назначенное Аллахом, не сводится к какой-либо одной из сторон жизни или области человеческой деятельности, а распространяется на все стороны жизни и сферы деятельности, расширяет само понятие нравственности до таких же масштабов, какие характерны для человеческого разума, способности к восприятию, физических возможностей, честолюбия и устремлений.

Это испытание человеческой личности в целом. Кроме того, испытанию подвергаются отношения человека с внешним миром - его отношения ко всему, что там находится; его поведение по отношению к другим людям, с которыми он сосуществует. Но высшее человеческое испытание - это испытание его духа, с которым он выполняет свой долг, а именно,-исполняет ли он все с чувством ответственности перед Аллахом с осознанием того, что он обязан служить своему Создателю, или же считает своим хозяином кого-то другого, или же действует независимо, следуя своим собственным желаниям. Эта всеобъемлющая нравственная концепция лишена искажений, возникающих в результате узкого и ограниченного взгляда на религию. Эта концепция руководит человеком во всех сферах жизни, напоминает ему о его нравственной ответственности и диктует те нравственные принципы, соблюдение которых ведет к успешному прохождению испвтания, возложенного Аллахом на судьбу человека.

ж) Горизонт расширяется.

Идея о том, что конечные результаты этого испытания и результат нашей нравственной деятельности не будут известны в этой жизни, а только лишь в загробной и что истинный успех или неудача будут сводиться к будущему миру, а не только к этому миру и его делам, коренным образом меняет наши взгляды на жизнь в этом мире и на его дела.

Следуя этой вере, человек не считает видимые результаты истинными, и конечный критерий добра и зла, правильного и неправильного, истины и фальши, успеха и неудачи, и, следовательно, проблема подчинения или неподчинения нравственному закону, не зависит от результатов его оценки. Человек, являющийся приверженцем этой концепции, всегда будет твердо соблюдать законы нравственности независимо от того, приведет ли это его к счастью или несчастью, к достижениям или потерям. Это не значит, что последствия его действий в материальном плане будут полностью безразличны для Него. Скорее, они будут направлены на достижение успеха в загробной жизни, которая будет единственно определяющим фактором. Решение человека о предпочтении одного пути другому не будет зависеть от того , к чему он приведет в конце ее. Следовательно, его нравственные принципы останутся неизменными при всех обстоятельствах, и его характер будет защищен от скоротечных и необоснованных поворотов и изменений.

Конечно, его нравственные воззрения будут динамичными и прогрессивными; иначе говоря, его нравственные представления будут расширяться с развитием цивилизации и общества. Однако, еравственные принципы не будут изменяться под влиянием внешних условий и жизненных обстоятельств. Другими словами, изменяясь, человек, однако, не превратится в нравственный флюгер, без набора универсальных этических норм. Его принципы не станут подобны песочным часам или кораблю без руля и парусов. Напротив, человек будет иметь под ногами твердую опору, прочные основы, которыми он будет измерять уровень достигаемого им прогресса.

Таким образом, в нравственной сфере человеческой жизни концепция Ислама о загробной жизни содержит в себе два важных результата, достичь которых из каких-либо других источников невозможно.

Во-первых, она рассматривает нравственность как твердую и непоколебимую основу.

Во-вторых, она вселяет в человеческий характер устойчивость и твердость, а также создает крепкие основы человеческого общества..

Допустим, истина может привести в этом мире к 10 различным результатам, и приспособленец, оценив эти 10 результатов, может избрать для себя 10 различных путей, изменяя свою стратегию так, чтобы она удовлетворила ожидаемым результатам; в загробной же жизни истина обязательно должна иметь лишь одно последствие, и верующий, сосредоточив на нем свое внимание, несомненно изберет лишь один путь, нисколько не беспокоясь о мгновенных выгодах или потерях. Если мы руководствуемся только материальными выгодами и результатами, которые проявляются в этом мире, то добро и зло теряют какой-либо смысл и постоянное значение. Поскольку последствия делают одну и ту же вещь иногда добром, а иногда злом, и, следуя такому , характер также изменяется. Но если мысль сосредоточена на последствиях загробной жизни, добро и зло становятся четко определенными, и для верующего невозможно изменить в этой жизни свой характер, если случается так, что добро будет временно приводить к неприятным результатам, а зло - к желаемым.

з) Призвание человека.

Кроме всего сказанного выше, концепция Ислама о том, что человек является представителем Аллаха на земле, и вся власть, которой он обладает, дана ему в таком объеме, что устанавливает для него цель жизни, а также средства ее реализации.

Из данного постулата логически следует то, что все поведение основанное на предположении о том, что человек свободен в выборе поведения в соответствии с собственными неконтролируемыми желаниями и необузданными интересами, неверно, и что истинное поведение заключается в подчинении себя Воле Божьей и принятии налагаемых им ограничений. С одной стороны, такое рассуждение обязывает человека строго воздерживаться от поведения, которое даже отдаленно может напомнить о мятеже против Аллаха, или же о приверженности кому-либо другому, кроме Него, о надменности, поскольку такое поведение равнозначно прямому отрицанию его статуса как представителя Аллаха.

С другой стороны, это рассуждение ведет к тому, что использование человеком материальных богатств, предоставленных ему в дар Аллахом, а также его собственной, данной Аллахом, власти и полномочий руководить другмим людьми, должно происходить в полном соответствии с тем, что Аллаху, настоящему Хозяину и Повелителю мира, было угодно предписать в отношении Своего царства и Своих подданных.На основании представлений о статусе человека - как наместника Аллаха, возникает логическое требование: вассал не может быть вассалом, пока он не будет строго выполнять предписаний Господина. Из этого принципа также следует, что человеку доверено использовать в соответствии со Священной Волей и для его Удовольствия, всю власть и способности, данные ему, и все ресурсы, отданные в его распоряжение. Другими словами, человек фальсифицирует свой статус наместника Аллаха, не только используя против Божьей Воли свою власть и материальные ресурсы мира, но также и не используя их, пренебрегая обязонностями, возложенными на него Повелителем. Более того, из данной концепции следует, что коллективная жизнь человека должна быть помтроена таким образом, что все люди, т.е. все представители Аллаха, выполняя возложенные на них обязанности, должны сотрудничать друг с другом, и что в социальной организации общества не должно быть щелей, которые бы дали возможность одному человеку или группе людей узурпировать представительство других или помешать нормальному функционированию этой системы, исключая случай, когда эти люди или группы людей противопоставляют себя Аллаху и, таким образом, сами фальсифицируют свой статус наместников (20). Не надо говорить о том, что такое отношение должно пробудить чувство ответственности и нравственного сознания у сторонников этой идеологии.

Такая миссия человека, естественным образом, вытекая из принципа его представительства, ставит перед нами нравственную цель. Человеческий статус представителя Аллаха требует того, чтобы цель его жизни заключалась в том, что он должен выполнять Божью Волю на земле, и чтобы цель его моральной деятельности заключалась в следующем:

- устанавливать Божественный Закон в той области событий, управление которыми было доверено ему Аллахом;

- создавать и поддерживать условия, при которых смогут процветать мир, справедливость и добродетель;

- подавлять и искоренять зло и беспорядок во всех их проявлениях;

- поощрять и благоприятствовать тем добродетелям, которые угодны Аллаху и преобладание которых в этом мире среди своих жителей Он желает.

Это этическое воззрение противоположно не только целям, поставленным перед человеком и его жизнью такими течениями, как Гедонизм, Утилитаризм, Эмпиризм, Материализм, Национализм, другими светскими школами, но и целям, которые ставят религиозные деятели под влиянием ошибочно узкого понимания духовности.

Находясь между двумя этими крайностями, концепция представительства человека открывает человечеству истину и ставит перед ним совершенную цель - привести в полное действие человеческие способности и дарования и использовать их для создания и развития самого здорового общества и цивилизации.

Это первостепенные принципы Ислама создания здоровой основы человеческой нравственности. Ислам - не национальная религия. Он не принадлежит какой-либо отдельной расе или региону. Не является он и монополией какой-либо отдельной группы людей. Он - общее наследие всего человечества. Каждый, кто думает как о своем собственном благе и интересах, так и о благе и интересах человечества, должен задумываться, является ли основа, предоставленная Исламом для человеческой нравственности, лучшей, чем основы, существующие в религиях мистицизма и светских философских системах. Если он не согласен с тем, что основа, представленная Исламом, более надежна, чем та, которая существует в рамках остальных нравственных систем, в таком случае, лживые предубеждения, мешающие принять ее, отсутствуют. Он должен стать союзником именно истины.

НРАВСТВЕННАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА (21)

Нравственное чувство внутренне присуще человеку и веками оно служило общепринятым стандартам нравственного поведения, утверждая одни качества и отвергая другие. Поскольку это инстинктивное чувство может быть различно у разныч людей, человеческое сознание (22) выносит более или менее единообразный приговор, согласно которому, определенные нравственные качества считаются хорошими, другие же объявляются плохими.

а) Общепризнанные ценности

Такие нравственные добродетели, как справедливость, смелость, храбрость и правдивость всегда вызывали восхищение; истории неизвестно ни одного случая, когда одобрялись бы ложь, несправедливость, бесчестие и утрата авторитета; чувство товарищества, сострадание, верность и великодушие ценились всегда, а эгоизм, жестокость, скупость, фанатизм никогда не одобрялись человеческим обществом; люди всегда высоко ценили настойчивость и упорство, устремленность и мужество и никогда не одобряли нетерпеливость, непоследовательность мысли, трусость и глупость. Достоинство, сдержанность, вежливость, любезность, считались извечными добродетелями, а надменность, дурное поведение и грубость никогда не признавались благородными нравственными качествами.

Люди, обладающие чувством ответственности и преданности долгу, всегда завоевывали самое высокое уважение; никогда не пользовались одобрением некомпетентные, лживые, лишенные чувства долга. В отношении же норм добра и зла, хорошего и плохого в поведении общества в целом, приговор почти всегда был единогласен. Только то общество считалось достойным чести и уважения, для которого характерны организованность, дисциплина, взаимное согласие и чувство товарищества; общественный порядок, основанный на справелдивости, свободе и равенстве людей.

Неорганизованность, недисциплинированность, анархия, отсутствие единства, несправедливость и нарушение общественного порядка и равновесия всегда рассматривались как проявление распада и разложения. Обществом всегда осуждались грабежи, убийства, воровство, супружеская измена, мошенничество и взяточничество. Ложь, разжигание скандалов и шантаж никогда не принимались за основу здоровой человеческой деятельности.

Еще со времен существования цивилизации, всегда высоко ценились забота о пожилых людях, помощь родным и близким, уважение к соседям, верность друзьям, помощь слабым, нуждающимся и сиротам, уход за больными. Всегда приветствовались добродетельные, добрые,мягкие и искренние люди. Те, кто честен, искренен, открыт и надежен, чьи дела совпадают со словами, кто удовлетворен своим честно приобретенным имуществом, всегда выполняет свои обязательства перед другими, кто живет в мире и дает жить другим и от кого можно ожидать только добра, всегда были сердцевиной любого здорового человеческого общества. Это лишь еще раз подтверждает то, что в действительности, нормы человеческой нравственности едины и извечны. (23)

Добро и зло - это не мифические существа, которых нужно отыскать. Это хорошо известные черты реальной жизни, которые равным образом понимают все. Чувства добра и зла присущи самой природе Человека. Отсюда, по терминологии Кур'ана, добродетель названа словом "маруф" /хорошо известная вещь/, а зло - "мункар" /неизвестная вещь/, т.е. добродетель известна как нечто желанное для каждого, что же касается зла, то формы его проявления в каждом конкретном случае неизвестны.

Этот факт упоминается и в Кур'ане: "Аллах ниспослал откровением человеку совесть и способность познать добро и зло". (Аль Кур'ан Сура 91 аят 8)

б) Причины различий

Теперь встает следующий вопрос: если основополагающие ценности добра и зла были так хорошо известны и, практически, являлись универсальными, тогда почему в мире существуют различные виды и формы нравственного поведения? Почему существует такое множество нравственных философских учений, которые к тому же еще и противоречат друг другу? Почему одни нравственные формы и нормы противоречат другим? В чем причины этих различий?

В чем превосходство Ислама среди основных этических систем? На каком основании мы можем заявлять, что Ислам обладает совершенной системой нравственных норм? И в чем конкретно проявляется вклад Ислама в сфере этики? Эти вопросы важны и к ответу на них нужно подходить прямо и честно. Но в этом кратком очерке невозможно дать им вполне заслуживающие ответы. Чтобы сделать длинные повествования более краткими, я резюмирую некоторые из важнейших точек зрения, которые возникают в самом начале, когда мы предпринимаем попытку критического анализа современных этических систем и противоречащих друг другу типов нравственного поведения.


(1) Девять изданий этого обращения было опубликовано на языке урду, последняя публикация в "Исламик Пабликэй

шинс ЛТД" в Лахоре в 1965 году.

(2) Bertrand Russel, Human Society in Ethics and Politics, George Allen and Unwin Ltd, London, 1954, pp. 236-237

(3) Pitirin A. Sorocin. The crisis of Our Age, E.P.Duttonj CO, The, New York, 1951, p.13

(4) Lewis Mumford, The conduct of Life, Harcourt, Rrace and Company New York, 1951, p.148

(5) Harold H. Titus, Living Issnes in philosophy, Amer. Booc Company, N.Y. 1953, p.2

(6) Professor EG Conklin, man, real and Ideal, charles Scribneris sons, N.Y. 1943, p.1 7.F.S.C. Northrop the mecfing of East and West, the macnillan CO, N.Y. 1946, pp.XI

(7) Биология использовалась нацистами, а демография используется многими для достижения политических целей,- это еще один пример человеческой низости и убогости.

(8) "Должны ли мы и далее доверять наши дела людям, лишенным чувства сострадания, знаний, воображения, не имея ничего такого, что могли бы посоветовать им, кроме методичной ненависти и умения осыпать других бранью и ругательствами? /Я не выношу здесь такой приговор всем, находящимся на государственной службе; но это относится к тем, в чьих руках судьбы России, и к некоторым влиятельным личностям в других странах.

(9) Более подробная оценка язычества дана в: Абуль Аля Маудуди, Ислам аур Джахилийа /на урду/, Исламик Пабликэйшин, ЛТД, Лахор.

(10) Философская школа, которая придерживается данной точки зрения, известна под названием "Эйдемонизм", ее важные составляющие - "Эгоистический эйдемонизм", "Универсальный Эйдемонизм", "Утилитаризм" и "Альтруистический Эйдемонизм" или "Альтруизм" - прим. редактора английского издания.

(11) "Совершенство" - это название школы, утверждающей, что высшее добро человеческого поведения заключается в, как можно более широком развитии всех составляющих человеческого потенциала в той мере, в какой последние могут гармонично существовать в одном человеке - прим. редактора англ. издания.

(12) Основателем этой школы является Эммануил Кант - прим. редактора английского издания.

(13) Это точка зрения эмпиризма - редактор английского издания

(14) Эта школа известна под названием интуитизма - ред. англ. изд.

(15) Рационализм - это название школы, представляющей эту точку зрения. Ее представителями являются философы: Платон, Аристотель, Спиноза, Гегель и др.

(16) Чтобы более полно оценить этот момент, см, следующие издания:

(17) В связи с этим Ленин говорит: "Мы должны быть готовым к тому, чтобы использовать уловки, обман, нарушение закона, укрывательство и сокрытие правды. Мы должны и можем писать на языке, сеющем среди народных масс ненависть, презрение, предательство и тому подобное, по отношению к тем, кто не согласен с нами". Цитируется Генри Хазлиттом,- редактор англ. издания

(18) Поэтому Ислам считает самоубийство нравственным преступлением - редактор английского издания

(19) Замечание редактора: Ленин, обращаясь к делегатам Всероссийского съезда молодежи, заявил: "Для нас нравственность полностью подчинена интересам классовой борьбы пролетариата".

(20) Общественно-политические условия этой концепции были развиты автором в других статьях, таких как "Политическая теория Ислама" и "Основные принципы Исламского государства".

(21) Это новый измененный перевод речи, которую автор прочитал по радио Пакистана, 6 января 1948 г. - редактор англ. издания.

(22) Это слово используется в широком смысле, здесь имеется ввиду нравственное сознание человека. Его не следует понимать в ограниченном смысле, в котором оно используется теми, кто проводит антропологические исследования так называемой эволюции нравственности.- редактор англ. издания.

(23) Не все антропологи и социологи придерживаются данной точки зрения, но если задуматься более глубоко, можно прийти к выводу, что, несмотря на незначительные различия в нравах и нравственности, существует некий универсальный важный элемент, особенно на цивилизованном этапе существования человеческого общества. Природа и причины различий анализируются в следующих параграфах.



| Первоисточники | Вероучение | Право | История | Этика | Анализ | Наука | Сегодня | Проповедь | Истина | Молитвы | Линки | Рассылка |