Islam as it is
Книги

 

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
УДХИЙА

(Обряд жертвоприношения в Исламе)

Хвала Аллаху! Мир и благословения Посланнику Аллаха Мухаммаду, всем членам его семьи и
сподвижникам!

Жертвоприношение является одним из величайших обрядов Ислама, исполняя который мы не забываем о Единственности Аллаха, Его благословении нам и о повиновении нашего отца Ибрахима (алейхи салям) своему Господу.

Сам акт совершения жертвоприношения содержит в себе много доброго и благого. Поэтому мусульманин должен уделять внимание огромной значимости этого обряда. Нижеизложенное представляет собой краткий обзор этого важного ритуала.

Жертвоприношение имеет отношение к животному (верблюду, корове либо овце), которое
подлежит закланию в качестве акта поклонения Аллаху, в местности, где проживает приносящий
жертву человек, в течение определенного отрезка времени, начинающегося после праздничной
молитвы в День Жертвоприношения (Эйд аль-Адха, Курбан-Байрам - прим. переводчика) и
заканчивающегося в последний из дней ташрика (т.е. перед заходом солнца в 3 день ташрика, что соответствует 13 числу месяца Зуль-Хиджа). При этом необходимым условием является намерение принести животное в жертву.

Аллах в Священном Коране говорит (перевод смысла):
"Молись же Господу твоему и закалывай жертвенных животных." (сура "Аль-Кяусар" 108:2).
"Скажи (О, Мухаммад!): "Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение и моя жизнь и моя смерть - ради Аллаха, Господа миров"." (сура "Скот" 6:162).
"И для каждой общины (уммы) Мы установили священный обряд, чтобы они призывали Имя Аллаха над тем (жертвенным) скотом, который Мы им даровали. Ибо ваш Бог - Единый Бог, и потому предавайтесь лишь Ему …" (сура "Хадж" 22:34).

Жертвоприношение является установившейся Сунной согласно мнению большинства исламских ученых-правоведов (хотя некоторые из них утверждают, что жертвоприношение является обязательным (ваджиб), но подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее). Здесь действует следующий основополагающий принцип: от живущего человека требуется принести в жертву животное в определенный период времени либо за себя, либо за членов своей семьи, при чем он также может включить в число получающих вознаграждение (от Аллаха) за совершаемое жертвоприношение любого, кого пожелает, будь то живой или мертвый человек. Что касается жертвоприношения за скончавшегося человека, то если покойный завещал до трети своего состояния для этой цели, либо включил это в свой (посмертный) дар (вакф), то подобное пожелание необходимо выполнить; в ином случае, если человек хочет принести в жертву животное за покойного, это является добрым деянием и рассматривается как милостыня от имени покойного. Сунна состоит в том, чтобы человек включил членов своей семьи, как живых, так и скончавшихся, в свое жертвоприношение, и тогда во время заклания животного ему следует сказать: " Аллахумма, хязя "анни уа "ан аали бяйти" (О, Аллах! Это от меня и членов моей семьи!), и при этом ему нет необходимости приносить отдельную жертву за каждого умершего человека.

Исламские ученые согласны в том, что принесение в жертву животного и раздача его мяса в качестве милостыни лучше, чем раздача в качестве милостыни его стоимости, поскольку Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение совершать жертвоприношение, а он, как известно, поступал самым подобающим и наилучшим образом.

Достоинства жертвоприношения и какое жертвенное животное считается наилучшим

Овца является достаточно хорошим животным для принесения в жертву за одного человека, членов его семьи и его детей, как следует из следующего хадиса, переданного Абу Айубом (радый Аллах"анху):
"Во времена Посланника Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) человек приносил в жертву овцу за себя и своих домочадцев, и они ели её мясо и раздавали некоторое его количество другим." (передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным).

Животными, предназначенными для жертвоприношений, являются верблюды, домашний скот и овцы. Некоторые исламские ученые указывали, что наилучшими жертвенными животными являются верблюды, затем домашний скот, затем овцы, затем доля в верблюдице или корове, поскольку Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) сказал относительно пятничной молитвы: " Тот, кто пораньше отправится (на пятничную молитву), уподобится (в получении награды) принесшему в жертву (Аллаху) верблюда ". Этого мнения придерживались имамы Абу Ханифа, аш-Шафи"и и Ахмад. Опираясь на это мнение, одна овца лучше, чем седьмая часть верблюда или коровы. Имам Малик полагал, что лучшим жертвенным животным является молодая овца, затем корова, затем верблюд, поскольку (однажды) Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) принес в жертву двух рогатых баранов, а он всегда поступал наилучшим образом. На это (утверждение) можно ответить следующее: он (салла Ллаху алейхи уа саллям) всегда выбирал то, что считал наиболее подходящим, исходя из милосердия по отношению к своей умме, потому что (он знал, что), они последуют его примеру, а он не желал создавать им какие-либо трудности (фетва шейха Абдул-Азиза ибн Бааза (рахимаху Ллах)).

Верблюд или корова достаточны в качестве жертвенного животного для семерых человек, как об этом сообщается от Джабира (радый Аллах "анху), который передал: " Мы совершили жертвоприношение в аль-Худайбии вместе с Пророком (салла Ллаху алейхи уа саллям), один верблюд (приходился) на семерых и одна корова - на семерых". В другой версии этого хадиса сообщается: " Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) велел нам распределить верблюдов и скот, (так что) на каждые семь человек пришлось одно животное". В еще одной версии этого хадиса сообщается: "Таким образом, одна корова была принесена в жертву за семерых человек, и мы входили в её долю." (Муслим).

Правило, действующее в отношении жертвоприношения

Жертвоприношение - один из обрядов Ислама. В "Джавахир аль-Ихлиль Шарх Мухтасар Халиль"
указывается, что если жители какого-либо города или селения пренебрегают жертвоприношением, то с ними необходимо сражаться, поскольку жертвоприношение является одним из исламских обрядов ("Раса"иль Фикхийя" шейха ибн Усеймина, стр. 46).

В отношении жертвоприношения у исламских ученых-правоведов существуют два мнения:

I. Что оно является обязательным (ваджиб). Этого мнения придерживались аль-Узаа"и, аль-Ляйс и
Абу Ханифа. Таково также одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада. Кроме того, этого
мнения придерживался шейх-уль-ислам ибн Теймийя, а также это - одно из двух мнений маликитского мазхаба. В качестве аргументации сторонники этого мнения приводят следующие доказательства:

1. "Молись же Господу твоему и закалывай жертвенных животных." (сура "Аль-Кяусар" 108:2). В этом аяте содержится повеление, а повеление подразумевает нечто обязательное.

2. Хадис, приводимый в двух "Сахихах" и других сборниках, от Джундуба (радый Аллах "анху), который сообщил: " Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) сказал: "Тот, кто совершил жертвоприношение перед (праздничной) молитвой, пусть принесет еще одну жертву, а тот, кто не совершил жертвоприношение, пусть принесет её (после завершения праздничной молитвы) с Именем Аллаха"." (Муслим, 3621).

3. Хадис: "Тот, кто может позволить себе принести в жертву животное, но не делает этого, пусть не приближается к нашему месту или молитве." (Ахмад и Ибн Маджа. Аль-Хаким считал достоверным этот хадис, приводимый от Абу Хурейры (радый Аллах "анху). В "Фатх аль-Бари" сообщается, что передатчики этого хадиса заслуживают доверия).

II. Что оно является установившейся Сунной (Сунна му"аккада). Этого мнения придерживается большинство исламских ученых, а также представители мазхаба имама аш-Шафи"и. Кроме того, это является одним из наиболее достоверно известных мнений, переданных от имамов Малика и Ахмада. В то же время большинство из тех, кто склоняется к этому мнению, считает порицаемым (макрух) пренебрегать совершением жертвоприношения тем человеком, который может себе это позволить. В качестве подтверждения своего мнения они приводят следующие доводы:

1. Хадис от Джабира (радый Аллах "анху), приводимый в "Сунан" Абу Дауда, который сообщил: " Я совершал праздничную молитву в День Жертвоприношения вместе с Посланником Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям), а когда он закончил (молитву), ему принесли двух рогатых баранов, и он принес их в жертву. Он произнес: " С Именем Аллаха, Аллах Превелик! Это от меня и каждого члена моей уммы, который не принес жертву! " (Сунан Аби Дауд би Шарх Мухаммад Шамс аль-Хак Абади, 7/486).

2. Хадис, приводимый всеми известными знатоками хадисов, кроме аль-Бухари, в котором говорится: "Любой из вас, кто желает совершить жертвоприношение, пусть не удаляет что-либо из своих волос или ногтей". После обсуждения вопроса о том, кто считал жертвоприношение обязательным, а кто - Сунной, шейх ибн Усеймин (рахимаху Ллах) высказался следующим образом: " Каждая точка зрения имеет свои доводы, но чтобы обезопасить себя, тому, кто имеет возможность принести в жертву животное, не следует пренебрегать этим, поскольку подобное деяние заключает в себе почтение к Аллаху, Его поминание и защиту от навлечения на себя (возможной) вины (за несоблюдение этого обряда)".

Условия, действующие в отношении жертвенных животных

1. Жертвенное животное должно достичь (минимума) определенного возраста, который для ягненка составляет 6 месяцев, для козла - 1 год, для коровы - 2 года и для верблюда - 5 лет.

2. Жертвенное животное должно быть без каких-либо изъянов, поскольку Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) сказал: "Четыре (типа животных) не годятся для жертвоприношения: одноглазое животное, изъян которого очевиден, больное животное, болезнь которого очевидна, хромое животное, хромота которого очевидна, и истощенное животное, в костях которого нет костного мозга". ("Сахих", "Сахих аль-Джами"", 886).

Существуют также незначительные изъяны, которые не делают животное негодным для жертвоприношения, однако приносить такое животное в жертву нежелательно (макрух), как, например, животное без одного рога или уха, с разорванным ухом и т.д. Жертвоприношение - это акт поклонения Аллаху, а Аллах - Благой и принимает только благое. У почитающего обряды, установленные Аллахом, это исходит из благочестия его сердца.

3. Запрещено продавать жертвенное животное. Если животное выбрано для принесения в жертву,
строго запрещено продавать либо отдавать его, если только не в обмен на лучшее животное. Если жертвенное животное производит на свет свое потомство, то его также следует зарезать вместе с жертвенным животным. Кроме того, при необходимости разрешается ехать верхом на жертвенном животном. Подтверждением тому служит хадис, приводимый в сборниках аль-Бухари и Муслима, от Абу Хурейры (радый Аллах "анху), который передал, что однажды Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) увидел какого-то мужчину, который гнал своего верблюда, и сказал ему: "Сядь на него верхом!" Мужчина ответил: "Но ведь он предназначен для жертвоприношения!" Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) снова сказал: "Сядь на него верхом!" два или три раза.

4. Животное должно быть принесено в жертву в строго определенный отрезок времени, который
начинается после праздничной молитвы и проповеди (хутбы) в День Жертвоприношения - а не во время начала праздничной молитвы и проповеди, и заканчивается с заходом солнца в последний из дней ташрика, т.е. 13 числа месяца Зуль-Хиджа. Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) сказал: "Тот, кто совершит жертвоприношение до (праздничной) молитвы, пусть повторит его" (аль-Бухари и Муслим). Али (радый Аллах "анху) сказал: "Днями Жертвоприношения являются День Адха (т.е. 10 число месяца Зуль-Хиджа) и три дня, следующие за ним ". Этого мнения также придерживались Хасан аль-Басри, "Ата" ибн Аби Рабах, аль-Узаа"и, аш-Шафи"и и ибн Мунзир (рахимахум Аллах).

Что следует делать с жертвенным животным ?

1. Желательно (мустахабб) тому, кто намерен совершить жертвоприношение, ничего не есть в этот день, пока он не поест мяса принесенного им в жертву животного, если существует такая
возможность, поступая в соответствии со следующим хадисом: "Пусть каждый человек отведает мясо своего жертвенного животного." (достоверный хадис, "Сахих аль-Джами"", 5349). Эту пищу
следует принять после праздничной молитвы и проповеди. Таково мнение исламских ученых-правоведов, включая Али, Ибн Аббаса, Малика, аш-Шафи"и и других. Подтверждением этому мнению служит следующий хадис, переданный Бурайдой (радый Аллах "анху): "Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) не выходил из дому в День Праздника Разговения, не поев чего-либо, и он не ел в День Жертвоприношения, пока не приносил в жертву (свое животное)" (шейх аль-Албани (рахимаху Ллах) указал на достоверность цепочки этого хадиса, "Аль-Мишкат", 1/452).

2. Лучше, если человек собственноручно принесет в жертву животное, но если он не поступает
подобным образом, то ему рекомендуется присутствовать при совершении жертвоприношения.

3. Желательно разделить мясо на три части: треть для пищи, треть для раздачи в качестве дара и
треть для раздачи в качестве милостыни. Этого мнения придерживались Ибн Масуд и Ибн Умар (радый Аллаху "анхум). Исламские ученые-правоведы согласны в том, что не разрешено продавать что-либо из мяса, жира или шкуры (жертвенного животного). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) сказал: "Тот, кто продает шкуру принесенного им в жертву животного, нет жертвоприношения для него (т.е. жертвоприношение ему не засчитывается). " ("Сахих аль-Джами"", 6118, хороший хадис). Мяснику не следует давать что-либо из него в качестве вознаграждения либо платы, поскольку Али (радый Аллаху "анху) передал: " Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, но ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: "Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть"." (Текст хадиса согласован).

Сообщается, что разрешено дать мяснику что-нибудь в качестве дара, а также разрешено дать
что-либо от жертвенного животного неверному (кяфиру), если он беден, является родственником либо соседом, а также с целью раскрытия его сердца Исламу (фетва шейха Абдул-Азиза ибн Бааза (рахимаху Ллах)).

Вопрос: "Чего следует избегать мусульманину в первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа, если он
желает совершить жертвоприношение ? "

Согласно Сунне тот, кто желает совершить жертвоприношение, должен воздерживаться от удаления чего-либо из своих волос, ногтей либо кожи, начиная с 1 числа месяца Зуль-Хиджа, до тех пор, пока он не принесет в жертву свое животное, поскольку Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) сказал: "Увидев новую луну месяца Зуль-Хиджа, пусть тот из вас, кто желает совершить жертвоприношение, ничего не удаляет из своих волос либо ногтей, пока он не принесет свое животное в жертву". В другой версии этого хадиса сообщается: "Пусть он не прикасается (чтобы удалить) какую-либо часть своих волос или ногтей" (Муслим приводит вышеизложенный хадис через четыре цепочки передатчиков, 13/146). Это повеление подразумевает обязательность, а запрет - непозволительность, согласно самому правильному из высказывавшихся на этот счет мнений, поскольку столь крайние противоположности не имеют исключений. Если же человек намеренно удаляет что-либо (из своих волос и/или ногтей), то он должен молить Аллаха о прощении, однако ему не обязательно приносить фидйа (компенсацию за неверно выполненную или пропущенную религиозную церемонию), и его жертвоприношение остается действительным. Однако тому, кому необходимо удалить какую-либо часть своих волос или ногтей, поскольку в противоположном случае это может нанести ему вред, как, например, заусенец или рана в покрытом волосами месте, ему следует сделать это, и если он поступит подобным образом, то греха на нем не будет. Это не более серьезно, чем в том случае, когда мухриму (человеку, находящемуся в состоянии ихрама во время совершения хаджа или умры) разрешается брить волосы, если воздержание от этого может нанести ему вред. Также нет ничего предосудительного в том, если мужчины и женщины будут мыть свои волосы в первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа, поскольку Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) только запретил удаление волос, к тому же ведь и мухриму разрешается мыть свою голову.

Мудрость запрета на удаление волос и ногтей состоит в том, что собирающийся совершить
жертвоприношение уподобляется находящемуся в состоянии ихрама во время хаджа и умры относительно некоторых из обрядов, которые включают и жертвоприношение с целью приближения к Аллаху. Таким образом, некоторые из правил, действующих для находящихся в состоянии ихрама, относятся и к тому, кто собирается совершить жертвоприношение, поэтому ему и не следует прикасаться к своим волосам и ногтям, пока подготовленное им животное не будет принесено в жертву, надеясь (при этом), что Аллах освободит его от адского пламени. А Аллаху все это ведомо лучше!

Если человек удалит что-нибудь из своих волос и ногтей в течение первых 10 дней месяца Зуль-Хиджа, не намереваясь совершить жертвоприношение, а затем он (передумает и) решит принести в жертву животное, то ему следует воздерживаться от стрижки волос или ногтей с того самого момента, когда было принято такое решение.

Есть женщины, которые за себя поручают совершить жертвоприношение своим братьям и сыновьям, исходя из того, чтобы они (т.е. женщины) могли подстригать свои волосы в течение первых 10 дней месяца Зуль-Хиджа. Так поступать не следует, поскольку здесь действует правило, касающееся того, от кого (именно) исходит намерение принести животное в жертву, не зависимо от того поручит ли он или она кому-нибудь заколоть жертвенное животное либо нет. Этот запрет не распространяется на человека, которому поручают совершить жертвоприношение; он распространяется лишь на того, кто желает принести животное в жертву за себя, как указывается в вышеприведенном хадисе. Соответственно на человека, совершающего жертвоприношение за другого (человека), будь то во исполнение его воли либо поручения, подобный запрет не действует.

Очевидно, что этот запрет действует в отношении того, кто намерен принести животное в жертву, и оно не распространяется на его жену или детей, если только кто-нибудь из них не желает за себя совершить жертвоприношение. Пророк (салла Ллаху алейхи уа саллям) совершал жертвоприношение за членов своей семьи, но нигде не сообщается, чтобы он запрещал им удалять что-либо из своих волос
или ногтей.

Тот, кто намерен совершить жертвоприношение, а затем решает отправиться в хадж, ему не следует удалять что-либо из своих волос или ногтей, когда он желает войти в состояние ихрама, поскольку подобное является Сунной только тогда, когда в этом существует необходимость. Но если он совершает "хадж таматту" (когда сначала совершается умра, затем человек выходит из состояния ихрама, а затем снова входит в состояние ихрама для совершения хаджа), то ему следует укоротить волосы по завершении умры, поскольку это является частью обряда.

То, что является запретным для человека, который намеревается совершить жертвоприношение,
изложено в вышеупомянутом хадисе. Однако для такого человека не является запретным умащать себя благовониями, вступать в интимную близость со своей женой, носить скроенную одежду и т.д. А Аллаху все (вышеизложенное) ведомо лучше!


Краткое слово об авторе статьи

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид родился 30.12.1381 г. по хиджре. Он закончил школу в Эр-Рияде, а затем Университет в аль-Дахране (Саудовская Аравия).

Он посещал лекции шейха Абдул-Азиза ибн Абдуллы ибн Бааза, шейха Мухаммада ибн Салиха
аль-Усаймина и шейха Абдуллаха ибн Абдурахмана аль-Джибрина - все они являлись именно теми шейхами, у которых он обучался более всего. Он также проходил обучение у шейха Абдурахмана ибн Насира аль-Баррака и шейха Мухаммада, сына Сиди аль-Хабиба аль-Шанкити. Чтению Корана он обучился от шейха Са"ида Ааль Абдаллы.

Среди шейхов, которые обучали его, также были шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, шейх Абдуллах ибн Мухаммад аль-Гунайман, шейх Абл аль-Мухсин аль-Замиль и шейх Абдурахман ибн Салих аль-Махмуд.

Что касается области правовых вопросов (фетв), то больше всего он здесь обучался у шейха
Абдул-Азиза ибн Абдуллы ибн Бааза (рахимаху Ллах). Они поддерживали друг с другом отношения в течение 15 лет. Именно шейх ибн Бааз явился тем человеком, который сподвиг шейха аль-Мунаджида заняться преподавательской деятельностью и написал в Центр по Исламскому Призыву и Руководству (Марказ аль-Дава уаль-Иршад) в Даммаме, чтобы они сотрудничали с шейхом аль-Мунаджидом, организовывая лекции, проповеди и занятия. Благодаря шейху ибн Баазу (рахимаху Ллах) он стал проповедником (хатибом), имамом и преподавателем.

Шейх аль-Мунаджид преподает в соборной мечети Умар ибн Абдул-Азиз в г. аль-Хобар, где он является имамом. Эти занятия включают следующие предметы:

- Тафсир ибн Кясира ( толкование Корана ибн Кясира - рахимаху Ллах)
- Шарх Сахих аль-Бухари (комментарий к "Сахиху" аль-Бухари)
- Фетвы шейха ибн Теймийи
- Шарх Сунан ат-Тирмизи (комментарий к "Сунан" ат-Тирмизи)
- Шарх Китаб ат-Таухид (комментарий к "Книге Единобожия" шейха Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими)
- Шарх "Умдат аль-Ахкам филь-Фикх лиль Хафиз Абдаль-Гани аль-Макдиси

По средам он также дает серию уроков по образованию, а по субботам в 14:05 он ведет на
радиостанции Священного Корана (Идхаат аль-Курануль Кярим) программу, которая называется
"Байна набий (салла Ллаху алейхи уа саллям) уа асхабихи" (Между Пророком (салла Ллаху алейхи уа саллям) и его сподвижниками)

Он также принимает участие в некоторых телевизионных программах. Он также записал кассеты со своими различными уроками, среди которых, например, можно выделить следующие:
Ибн аль Каййим аль-Алим аль-Раббаани, Дурус уа ибар аль-Имам аш-Шафи, ан Набий (салла Ллаху алейхи уа саллям) кяаннакя тараху, Дурус уа ибар мин киссат аль-Хидр и т.д. ( более чем 275 тем).

Он также написал ряд книг, как, например, "Сотрудничайте в добре", "40 рекомендаций
исламскому дому", "33 способа вырабатывания смирения в молитве", "Проблемы и их решения",
"Я хочу покаяться, но …" и т.д.

Шейх аль-Мунаджид также организовал свой исламский сайт в Интернете "Ислам-Вопросы и Ответы", который функционирует с 1997 года и по сей день.

---------------------------------------------------------

Перевод Дамира Хайруддина
damir2002@newmail.ru

| Первоисточники | Вероучение | Право | История | Этика | Анализ | Наука | Сегодня | Проповедь | Истина | Молитвы | Линки | Рассылка |