Islam as it is
Выпуск N30 от 12 раби (I) 1422 года хиджры (04.06.2001)

Спасибо всем!

Cодержание рассылки:

I. Раздел "Этика". ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА
II. Раздел "Основы исламского права (фикх)". ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМА К КУРЕНИЮ ТАБАКА
III. Раздел "Ислам и иные религиозно-философские доктрины". МИСТЕРИЯ МИЦПЫ
IV. Раздел "История Ислама". КРАТКИЕ БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ ЗНАТОКОВ ХАДИСОВ
V. НОВОСТИ САЙТА "ИСЛАМ КАК ОН ЕСТЬ"

 


I.
Раздел "Этика".
ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА

Случай в Таифе

Святой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в сопровождении своего ближайшего сподвижника Зайда ибн Харисы пришел в оазис Таиф проповедовать религию Аллаха, и призывал людей к Исламу. Однако жители Таифа не приняли его проповедь и стали плохо обращаться с ним. Таифские вожди подстрекали местную молодежь к недостойным выходкам против пророка. Во время проповеди Мухаммеда забросали камнями до такой степени, что он стал истекать кровью; кровь застыла в его обуви и затрудняла обнажение ступней для омовения. После этого бродяги оскорбили его: они так хлопали и так насмехались над ним, что он был принужден искать убежища. Во время одной из проповедей в том же городе он получил столько ушибов и повреждений, что потерял сознание и упал. Зайд (да будет доволен им Аллах) положил его к себе на спину, вынес из селения и окропил водой, чтобы привести в чувство.

Вопреки несчастьям и трудностям, имевшим место в этом путешествии, и печали, от того, что никто не принял Ислам, сердце Святого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было полно любви и восхвалений к Аллаху (Величайшему). В то время он вознес такую молитву:

"О Аллах ! Тебе возношу я жалобу на мою беспомощность, слабые силы и людское высокомерие. О Милосердный, о Господь беспомощных, Ты единственно мой Господь. Кому Ты вверяешь меня: чужим, которые будут жестоки ко мне, врагам, которые будут указывать мне, что правильно, а что неправильно? Но если Ты доволен мною, мне безразлично всякое горе, ибо милость Твоя и утешение для меня больше. Я ищу прибежища в Твоей благости, которая рождает свет из тьмы и устанавливает ход нынешнего и следующего миров, дабы гнев Твой и досада не пали на меня. Право Твое порицать и увещевать, пока не станут тебе угодными. Нет силы или мощи без Тебя".

Возвращаясь из Таифа, Святой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "Зачем мне молить об уничтожении этих людей? Я очень надеюсь, что потомки их непременно будут среди верующих в единство Аллаха".

(Муслим).

Великодушие и милость

Неверующие Мекки беспрестанно преследовали Святого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его последователей на протяжении двадцати одного года. Они не гнушались никакими кознями, чтобы не давать покоя и изводить поклоняющихся Аллаху, и заставить их покинуть свой домашний очаг. Когда же Мекка была покорена, эти злейшие враги Ислама целиком и полностью оказались во власти Святого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), причем настолько, что было бы достаточно одного его кивка, чтобы головы их покатились на землю. Что же произошло на самом деле? Могущественным вождям курайшитов, стоящим перед ним со склоненными от стыда и страха головами, Святой Пророк задал вопрос:

"Знаете ли вы, как я собираюсь поступить с вами сегодня?"

Они отвечали:

"О единственный Верный и Надежный! Ты наш благородный брат и сын благородного брата. Мы всегда считали тебя милосердным".

Святой Пророк произнес:

"Я скажу вам сегодня то же, что сказал Юсуф (Иосиф) своим братьям - не будет вам укора в этот день. Ступайте, я вас всех отпускаю".

(Китаб-уш-Шифа; Ибн Хишам)

Верность слову

В сражении при Бадре численность мусульман была очень мала, и им пригодился бы любой человек, который бы к ним присоединился. К Святому Пророку (мир ему и благословение) подошли два его соратника, Хузайфа бин-аль-Йаман и Абу Хусаил, и сказали:

"О Посланник Аллаха! Мы как раз возвращаемся из Мекки. Неверные схватили нас в пути и отпустили с условием, что мы не будем сражаться на твоей стороне. Под принуждением мы согласились, но мы конечно же будем сражаться с неверными".

Святой Пророк возразил:

"Ни в коем случае! Держите свое слово и оставьте поле битвы. Мы (мусульмане) будем исполнять обещания при любых обстоятельствах. Нам нужна помощь только Аллаха".

(Муслим)

 

II.
Раздел "Основы исламского права (фикх)"
Доктор Алпарслан Озязычы
(Университет Хаджитепе. Турция)

ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМА К КУРЕНИЮ ТАБАКА

Известно, что человеческий организм является Божественным даром и настанет день, когда все люди будут отвечать перед Богом за свое отношение к нему. Совершенно ясно, что никотин и другие вещества, содержащиеся в табаке, наносят непоправимый вред организму. Поэтому за курение табака человек будет отвечать перед Аллахом.

Кроме того, существует и материальный аспект данной проблемы. На покупку сигарет люди тратят значительные средства, которые они могли бы затратить на полезные для них и для их семьи вещи. Часто люди отказывают себе в самых необходимых вещах, чтобы покупать сигареты. И это, несомненно, вступает в противоречие со следующим аятом Аллаха: "Ешьте, пейте, но не излишествуйте: ведь Он (Аллах) не любит излишествующих" (Коран, 7: 31).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в различных хадисах высказывался относительно необходимости заботы о своем здоровье для каждого мусульманина. Например, он сказал:

"Многие люди не понимают, и не дают верную оценку двум благам: здоровью организма и свободному времени" (Бухари, 12/389; Тирмизи; Ахмад ибн Ханбал, 1. 258).

"Не дано для человека блага большего, чем его здоровье, за исключением веры". (Тирмизи, 3553).

"Не сможет человек уйти от Господа миров, пока он не отчитается за 4 вещи. Во-первых, это отчет за прожитую жизнь. То есть он должен будет ответить, на что он потратил отведенное ему время жизни на земле. Во-вторых, человек должен будет отчитаться за науку, которую он усвоил и за то, на что он потратил полученные знания. В третьих, человек ответит за то, на что он потратил свои имущество и средства. В четвертых, он ответит за то, как он следил за своим здоровьем". (Хаким, Ибн Хиббан).

"Праведник, который следит за своим здоровьем (т.е. физически силен) для Аллаха более полезнее и милее, чем праведник, который ослабел из-за того, что не уделял этому внимания". (Мушкат уль-Масабих, 5298).

Из этих хадисов следует, что мусульмане обязаны следить за своим здоровьем. А это означает, в том числе и то, что они обязаны избегать всего, что отрицательно воздействует на организм и отравляет его. Несомненно, что курение имеет к этому самое непосредственное отношение.

В другом хадисе, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, что от деяний и высказываний мусульманина не должны страдать окружающие его люди. Этот хадис приводится у Ахмада ибн Ханбала, Тирмизи и Ибн Хиббана. Что же касается курильщика, то он, отравляясь сам, отравляет и других людей. В особенности это происходит в общественных местах.

И, наконец, в завершение данной темы необходимо привести постановление министерства по делам религий Турции ("Диянет") по вопросу о табакокурении:

"Специалистами установлено, что табакокурение может привести к различным тяжелым заболеваниям, таким как рак гортани, легких и т.д. Кроме того, Исламская религия запрещает (харам) расточительство и нанесение вреда себе и другим людям. Учитывая эти обстоятельства, некоторые мусульманские ученые, вынесли фетву о полном запрете (харам) для мусульман на курение табака. Другие ученые считают это деяние весьма нежелательным (макрух) для мусульман. Поэтому нет сомнений в том, что в Исламе табакокурение является как минимум весьма нежелательным и даже запретным деянием.

Необходимо отметить, что распространение и продажа вещей и товаров, которые признаны в Исламе нежелательными и запретными, также являются нежелательными и запретными".

(Диянет, Март, 1992, с. 30)

Перевод Абдуллы Али.

 

III.
Раздел "Ислам и иные религиозно-философские доктрины"
А. А. Дауд
МИСТЕРИЯ МИЦПЫ
(фрагмент статьи)

В данной статье я постараюсь объяснить, что представляет собой древнееврейский культ камня, который они унаследовали от Авраама, великого прародителя, и доказать, что этот камень-культ был установлен в Мекке этим патриархом и его сыном Измаилом; на земле Ханаана - Исааком и Иаковом, а в Моабе и других местах - другими потомками Авраама.

Само собой разумеется, что под термином "камень-культ" я не подразумеваю поклонения камню, которое является идолопоклонничеством. Под этим термином следует понимать поклонение Богу у специально установленного для этого камня. В древнейшие времена, когда предки современных семитов вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством они не строили специальных домов (храмов) для поклонения Богу. В этих целях было принято устанавливать особый камень, вокруг которого они совершали Хадж, т. е. Обходили этот камень 7 раз. Хадж и сегодня является обязательным религиозным обрядом в Исламе. Слово "Хадж" идентичен по своему значению и этимологии такому же слову в еврейском и других семитских языках. Еврейский глагол "Хагаг", такой же как арабский глагол "Хаджадж". Закон Моисея использует то же самое слово "Hagag" или "Haghagh" в значении совершения торжественных (фестивальных) обрядов. Это слово означает обход вокруг здания, алтаря или камня размеренными шагами с целью совершения какого-либо обряда с весельем и пением. На Востоке христиане практикуют так называемое "Хигга", в свои торжественные дни или на свадьбах.

Временно находясь на каком-либо месте, Авраам и его потомки часто строили там алтари для поклонения и жертвоприношения Богу по определенным случаям. Однажды по пути в "Падан-Арам" Иаков увидел во сне чудесную лестницу. Проснувшись, он положил на этом месте камень, полил его маслом и назвал его "Вефилем", т. е. "Домом Божьим"; а спустя двадцать лет он еще раз посетил этот камень, который опять полил маслом и чистым вином, как это описывается в книге Бытие (28: 10-22) и Бытие, 25. Иаков и его тесть воздвигли монумент, установив его на куче камней. Иаков назвал его по-еврейски - Галаадом, а Лаван - Иегар Сагдуфой, что на арамейском языке означает "куча свидетелей". Установленный камень назвали "Мицпой" (Бытие, 31: 45-55) (по-арабски "Мисфа").

Позже Мицпа (Мисфа) стала важнейшим культа и празднеств израильского народа. Тут Иеффай - иудейский герой - дал обет перед Господом; и победив аммонитян, он должен был вознести свою единственную дочку на всесожжение (Судей, 11: 29-30). Именно в Мисфе (Массифе) четыреста тысяч человек, обнаживших свои мечи поклялись перед Богом искоренить Вениаминово колено за отвратительное преступление (Судьей, 20: 1; Судей, 21: 1). В Мисфе (Массифе) пророк Самуил призвал всех людей поклоняться Богу, удалив из своей среды Ваалов и Астарт (1 Царств, 7: 5-6). Здесь, в Массифе, на собрании израильского народа был назначен царем Саул (1 Царств, 10: 17-18). Короче говоря, все важные для израильского народа вопросы решались в Мисфе (Массифе). Предполагается, что эти святыни устанавливались на холмах или возвышенностях и часто назывались "Рамос", что означает "возвышение".

Даже после построения великолепного храма Соломона, Мисфы (Массифы) все-таки сохранили свою значимость. Однако, подобно Каабе в Мекке, Мисфы позднее наполнялись идолами и образами. После разрушения Иерусалима и Храма халдеями, Мисфа все же сохранила свой священный характер вплоть до периода Маккавевеев, когда царствовал Антиох Эпифан.

Камень являлся наилучшим материалом, вокруг которого совершались религиозные службы и обряды. Как было отмечено, у этих камней великие пророки давали обеты своему Творцу и ими получались там откровения от Него. Следовательно, существовал священный монумент, увековечивающий священный характер религиозных событий. Никакой другой материал не может превосходить камень, избранный для этой цели. Не только прочность и твердость камня делают его пригодным для этого. Дешевизна и простота материала предохраняют его от любого проявления людской алчности, воровства или уничтожения.

Как известно, Моисеев Закон запрещает рубить или гравировать алтарные камни. Камень должен оставаться абсолютно первозданным; на нем не допускались ни надписи, ни образы, ни гравирование. В противном случае это могло привести к его обожествлению со стороны простых людей. Золото, железо, серебро или другие материалы не могли соответствовать всем тем качествам, которыми обладает простой камень. Итак, наиболее чистым, прочным, подходящим материалом для изготовления религиозных монументов является именно камень.

Следует также напомнить, что священным является не только сам камень, но и само место и окрестности, на котором он устанавливался. Именно поэтому исламский Хадж исполняется вокруг здания, где установлен священный камень. Известен факт из истории, когда еретики-карматы напали на Мекку и украли священный камень, чтобы отвести паломников от этой местности. Однако им этого не удалось сделать, так как мусульмане почитали священным само место, где он был установлен. В конце концов, через двадцать лет, они вынуждены были возвратить его на свое место. Если бы он золотым или из другого материала, то он не простоял бы там на протяжении тысячелетий. И если бы на нем было что-либо выгравировано или нарисовано, то он был бы уничтожен пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха).

IV.
Раздел "История Ислама"
КРАТКИЕ БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ ЗНАТОКОВ ХАДИСОВ

В мусульманской традиции, при цитировании того или иного хадиса, принято упоминать источник, из которого приводится этот хадис. В связи с этим я счел необходимым ознакомить своих читателей с краткими биографиями мухаддисов, которые собрали и систематизировали хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) в специальных сборниках.

1. Ахмад ибн Ханбаль

Его звали Абу 'Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани. Выдающийся богослов, правовед и знаток хадисов. Один из четырех величайших мусульманских правоведов. Впоследствии его воззрения легли в основу ханбалитской правовой школы. Родился в Багдаде в месяце раби'-уль-авваль в 164 году по мусульманскому летоисчислению. Начал изучать хадисы, мусульманское право и остальные шариатские дисциплины в Багдаде, еще будучи ребенком, а затем отправился в Шам, Хиджаз и Йемен, где продолжил обучение. Во времена правления халифов аль-Ма'муна и Харуна ар-Рашида подвергался гонениям, потому что отказался принять еретические воззрения о сотворении Корана, навязываемые му'тазилитами. Несмотря на это сумел выстоять и спасти мусульман от опасной ереси. Считается самым выдающимся знатоком хадисов. Переданные им хадисы собраны в сборнике "аль-Муснад". В нем содержится более 28000 хадисов, которые он отобрал из 750000 хадисов. Абу Зур'а сказал: "Он написал двенадцать трудов, каждый из которых он знал наизусть. Всего же он знал наизусть один миллион хадисов". Аш-Шафи'и сказал: "Побывав в Багдаде, я не нашел в нем более богобоязненного, более аскетичного, более набожного и более знающего человека, чем Ахмад ибн Ханбаль". Скончался в Багдаде днем в пятницу, 12 числа месяца раби'-уль-авваль 241 года по мусульманскому летоисчислению.

2. Мухаммад ибн Исма'ил аль-Бухари

Его звали Абу 'Абдуллах Мухаммад ибн Исма'ил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Джу'фи аль-Бухари. Эмир правоверных в области знаний о хадисах. Родился в Бухаре в месяце шавваль в 194 году по мусульманскому летоисчислению. С ранних лет изучал хадисы и в течение многих лет путешествовал по мусульманскому миру в поисках знаний. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбаля, Йахйи ибн Ма'ина, Ибн аль-Мадини, аль-Хамиди и многих других богословов. Его учениками были такие известные знатоки хадисов, как Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Фирабри. Является автором сборников "ат-Тарих аль-Кабир", "аль-Адаб аль-Муфрад" и многих других книг, но самым известным из его трудов является сборник хадисов "аль-Джами' ас-Сахих". В нем собрано 7563 хадиса, которые имам отобрал из 600000 хадисов. Этот сборник считается самой достоверной книгой после священного Корана. Позднее имам признался: "Я включил в свой сборник только самые достоверные хадисы, хотя я знаю наизусть 100000 достоверных и 200000 недостоверных хадисов". Он также сказал: "Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них - по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, цепочки рассказчиков которого я бы не помнил". Абу 'Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: "Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов". Скончался в Самарканде в ночь на праздник разговения в 256 году по мусульманскому летоисчислению и не оставил после себя детей.

3. Муслим ибн аль-Хаджжадж

Его звали Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нишапури. Второй по величине богослов в области методологии хадисов после аль-Бухари. Родился в 204 году по мусульманскому летоисчислению в городе Нишапуре, расположенном рядом с Машхадом. С ранних лет изучал хадисы и много путешествовал по Ираку, Хиджазу, Шаму и Египту. Обучался у величайших богословов своего времени, таких как аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма'ин, Абу Хейсама и Ибн Абу Шейба. В свою очередь обучал таких известных знатоков хадисов, как ат-Тирмизи, Ибн Абу Хатим и Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфйан. Автор сборников "аль-Джами' ас-Сахих", "аль-'Илал", "аль-Вахдан" и многих других трудов, самым известным из которых является сборник хадисов "аль-Джами' ас-Сахих". В нем собрано 9200 хадисов, которые имам собрал от 220 знатоков хадисов. Этот сборник считается вторым по достоверности сборником хадисов после сборника аль-Бухари. Скончался в Нишапуре в месяце раджаб в 261 году по мусульманскому летоисчислению.


ХВАЛА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ!
Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и праведным последователям до Судного Дня!
| Первоисточники | Вероучение | Право | История | Этика | Анализ | Наука | Сегодня | Проповедь | Истина | Молитвы | Линки | Рассылка |