О СУЩНОСТИ ИСЛАМСКОГО ДЖИХАДА

“Джихад” (Усилие) в Исламской терминологии означает стремление изо всех своих сил к тому, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Для мусульманина же не может быть ничего благороднее, чем заслужить Божью милость, полностью предавшись Его воле. Для этого требуется долгая и упорная внутренняя борьба человека против всех ложных божеств, которые могут претендовать на его духовную лояльность, а также против всех тех прихотей и желаний, которые могут соблазнить его уйти с истинного пути добра и благочестия. (А. Надви. “Ислам и мир” стр.89).

Кроме внутренней борьбы, мусульманин обязан вести борьбу с социальными пороками, например с ложью, обманом, развращённостью общества и т.д. И наконец, одной из форм Джихада является война, в тех случаях, когда избежать её не удаётся.

Итак, термин Джихад имеет множество значений. Это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в деле распространения религии Аллаха и наконец, ведение войны с агрессорами во имя Бога.

Вся история человечества сопровождается войнами. Их вели и ведут как дикие и нецивилизованные общества, так и общества с высоким уровнем культуры. И во все времена у всех народов и религиозных групп были свои правила ведения этих войн. Известно, что древние народы не придавали значение моральной стороне этого вопроса и вели войны без правил, уничтожая все на своём пути. Типичным примером таких войн являются столкновения между израильтянами и ханааннеями, описанные в Библии. Жестокость Божьего народа не имеет границ. Уничтожаются грудные дети, женщины старики и даже домашний скот ханааннеев. Сам Бог санкционирует в Библии эту резню (Иисус Навин 6:20; 1-я книга Царств 27:8-9; Числа 31:15-17). Кровавые войны описываются и в Ведах. В целом схема та же – арии таким же путём уничтожали аборигенное население Индии.

В последующие века такие же войны вели и римляне, и персы, и конкистадоры в Америке и т. д. За последние 100 лет в войнах, которые развязали т. н. “цивилизованные” государства погибли десятки миллионов человек.

В связи с этим остро встаёт вопрос о моральном аспекте ведения войн. С глубокой древности известно, что войны бывают “справедливые” и “агрессивные”. Принято считать “справедливой” войну, ведущуюся против внешней агрессии. При этом вести только “оборонительную” войну невозможно и наступательные действия неизбежны. Пример: Великая Отечественная Война, в ходе которой, отразив наступление врага, советская армия перешла в наступление. Такие войны поощряются всеми здоровыми силами общества, включая и религиозные институты. Так, буддийские монахи в Бирме стояли в авангарде Сопротивления против колониальных властей, а православные верующие воевали с оружием в руках против немецких оккупантов.

Однако ни одна мировоззренческая система в истории человечества не выработала такого совершенного морального кодекса ведения войны и правил поведения бойцов в период боевых действий, как это имеет место в Исламе. Только в последнее время были приняты международные конвенции по этой насущной проблеме, по сути своей, не отличающиеся от норм Ислама.

Ниже приведены основные постулаты о ведении войн мусульманами, выведенные из исламских первоисточников – Корана и Сунны:

1. Войны нужно вести с верой в Бога и во имя Него. Все другие мотивы запрещаются.

Так почему вам на пути Господнем не сражаться
За слабых из мужчин, и женщин, и детей…

(Коран 4:75)

2. Воевать разрешается с агрессором.

Согласно Исламскому праву, при этом разрешаются контрнаступательные действия и ведение войн на территории агрессора, вплодь до его полной капитуляции.

Тем, против кого ведут войну,
Дозволено (Богом) сражаться, –
Ведь им (несправедливо) причинили зло,
А потому, Аллах, поистине, могущ помочь им…

(Коран 22:39)

Сражайся за Господне дело
Лишь с тем, кто борется с тобой…

Коран (2:190)

3. При ведении боевых действий запрещается убивать мирное население.

А если средь язычников есть тот,
Кто у тебя убежище попросил,
То дай ему приют,
Чтобы он имел возможность (в нём)
Услышать Божье слово.
Потом сопроводи его в то место,
Что будет безопасным для него…

Коран (9:6)

Но, если, не сражаясь с вами,
Они отступят и предложат мир,
Господь не доставляет вам никоего пути
(Вести сраженье) против них!

Коран (4:90)

4. Необходимо гуманно относиться к военнопленным.

Когда же проведёте основное подавление,
(Берите в плен их и) удерживайте крепко.
За этим: или благость (им явить освобождая),
Или (за их свободу) выкуп (взять),
Пока война не сложит своё бремя…

Коран (47: 4)

5. Если противник предложит мир, то надо немедленно его принять
(Кроме случаев, особо оговоренных в исламском праве)

Но если же они будут склоняться к миру,
Склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха…
Коран (8:61)

6. Запрещается издеваться над телами павших врагов.

Бурайда (да будеет доволен им Аллах) передал, что когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) назначал новых командиров военных отрядов всегда призывал их к верности перед Богом и говорил следующие слова:

“Воюйте во имя Аллаха. Бейтесь против неверных, которые не веруют в Бога. Но не будьте несправедливыми. Не издевайтесь над трупами погибших врагов,не отрезайте их ушей и носов. Не убивайте вышедших вам навстречу детей”.

7. Если мусульманин, выполняя все эти Божьи повеления, погибнет на войне, то Бог введет его в рай.

(А потому) пусть на пути Господнем
Сражаются лишь те,
Кто покупает (за мгновенье) ближней жизни
(Вечность) второго бытия.
И кто в сраженьях на пути Господнем
Будет убит иль победит,
Тому дадим Мы величайшую награду.

Коран (4:74)